Уникумы дороги Забайкальская магистраль

Уникумы дороги

Ирина Левкович, заместитель ДСС

Космическая Ирина Левкович, или как Чингисхан с Цветаевой до звания “Заслуженный работник культуры” “довели”

На рабочем столе Ирины Левкович – девиз монгольского полководца: “Боишься – не делай, делаешь – не бойся”. Чуть замаячит сомнение, что мечты сбыточны, – любимый афоризм тут как тут. Коллеги порой говорят: “Это не-воз-мож-но!”. А она идёт и доказывает обратное. И так всю жизнь.

“Мама”, “папа” и... “БАМ!”

Такими были первые слова маленькой Иринки: песни о БАМе в то время распевали все вокруг, а в семье музыканта Вячеслава Мухомедзянова – тем более. Он играл на баяне, аккордеоне, фортепиано, саксофоне, гитаре, трубе... Окончил “Гнесинку” и Хабаровский пединститут, а влюбился в Галину Барахоеву – и всю жизнь отдал маленькому Хилку, где, кроме музыки, преподавал рисование и черчение. Ушёл из жизни рано, но успел передать детям способности и любовь к музыке. Алексей, машинист локомотивного депо Хилок – автор и композитор собственных песен. Ирина в детстве и юности профессионально занималась танцами. Прекрасно поёт и играет на гитаре. Жаль, коллеги не слышали “Не отрекаются, любя” в её исполнении...

Однако мечтала девушка не о сцене. Дочь учителей, она всё детство видела себя у классной доски с мелом и указкой. Собралась на истфак. Но в очереди за хлебом встретила директора местной “художки” Зинаиду Ронис.

– На исторический?! Неизвестно, какой будет история лет через пять (начались 90-е). Иди на учителя начальных классов: буквари, по крайней мере, пока те же...

Совет оказался дельным. Хотя в школе Ирина не проработала ни дня. Ни дня в школе, но многие годы – с детьми.

“РовYESник” – любовь моя

В Доме пионеров, а позже – в Центре детского творчества открылся клуб старшеклассников. Отличники и хорошисты, заполняя бреши от канувших в Лету пионерии и комсомола, проводили праздники, сочиняли сценарии.

Туда-то и пришла методистом выпускница пединститута. Учила ребят стенографии и игре на гитаре. Но – неугомонная! – месяца через три увлекла их в мир вальса, сальсы, чарльстона. А окончив в 1997 году Московскую школу хореографии, организовала танцевальное и актёрское отделения, студию оригинального костюма в стиле никому тогда неизвестного “мусорного дизайна”. Юные хилокчане шутили со сцены, танцевали, пели, декламировали и сочиняли стихи. Это было первое объединение в Хилке, которое занималось всем и сразу. Сначала детей было 10. Потом – 120. Потом за детьми потянулись родители...

Творчество выплеснулось на большую сцену. “Фестивалили” в Чите, Новосибирске, Сочи, Санкт-Петербурге, Маньчжурии. В 2010-м коллектив получил звание образцового. И хотя идейная вдохновительница задолго до того передала бразды правления ученикам, стартовый запал был таким, что выпускники “РовYESника” сегодня на многих руководящих постах, и не только в Забайкальском крае.

А Ирина? Путь от методиста до директора занял немногим более полугода. После рождения дочери вышла худруком в ДК железнодорожников. Тоже успешно. Тоже привнося в окружение бешеный темп работы, запал.

– Не могу плыть по течению. Если сижу – заболеваю! И... не могу видеть, когда другие сидят, – смеётся она. Неудивительно, что скоро этому сгустку энергии потребовался иной – столичный простор.

Хилок – Москва – Хилок

Для кого-то это означает стремительный взлёт и падение. Не для Левкович. Два с половиной года она прожила в Москве. Окончив курсы администрирования ресторанного бизнеса, помогла сестре открыть кофейню Danesi. Журнал “Ресторатор” в 2003 году писал: “Открывали кофейню для себя, для души, а не ради получения быстрых и больших денег”.

Популярным напитком сезона в кофейне был коктейль “Холодный крокодил”. Готовился из трёх соков с добавками и выглядел как российский флаг (изобрели ко Дню независимости России). Вот оно – творческое начало!

Когда заболела мама, Ирина вернулась домой: “Многие тяжело переживают такие возвращения. Сейчас понимаю, что так и должно было быть: москвичи живут в пробках, в гонке за жизнью, часто – люди несчастные, одинокие”.

Родной городок встретил с радостью: мол, как повзрослела, похорошела! Предложили возглавить комитет культуры района – 131-й закон о местном самоуправлении стал настольной “библией” почти на пять лет. Вчерашний ресторатор научилась скрупулёзно читать документы. Творческие порывы держало “под уздцы” безденежье, в котором задыхались объекты культуры. Правда, клубники умудрялись проводить мероприятия, шить костюмы... Благо, что в непростое время культурой в районе “рулил” человек, посвящённый в неё. Прибавьте к тому московский опыт сводить дебет и кредит.

Кофейня же, в которую хилокчанка вдохнула жизнь, по сей день досыта кормит москвичей мясной лазаньей, угощает латте и экспрессо...

Железная леди железной дороги

Читинская бытность Ирины Левкович началась около пяти лет назад: супруга-железнодорожника перевели в Читу.

На дорогу шла на должность начальника сектора. Отчаянно не хотела руководить. Но “спрятаться” не удалось – разглядели! Уже через год Ирина Левкович стала вторым лицом в дирекции социальной сферы. И снова вихрем – придумать, вдохновить, воплотить...

Лёгкой жизни должность не обещала. Те ещё весы: не умалить значимость социальной сферы – и добиться экономических показателей. Тем более, если в сердце есть камертон: “Многое из подлинного настоящего сегодня поставлено на поток. Когда-нибудь спохватимся, а – поздно уже, растеряли...” Но сетовать некогда, да и не привыкла она. Действовать надо! А результат – да вот же он...

Сколько за эти годы переписано экономических обоснований того, что материальную базу объектов культуры и спорта надо латать, а кое-где создавать заново; что нужны костюмы, профессиональное освещение, музыка, тренажёры. А людям – знания и энтузиазм. В 2011 году впервые провели дорожную школу. Когда Ирина Левкович выходит к трибуне и чётко раскладывает “по полочкам” шаги к цели, руководители подведомственных объектов понимают: “Будет результат!”.

Как стимул творческого вдохновения – конкурс “Победа за профессионалами”.

– Мы работаем в полном взаимопонимании с начальником дирекции, руководителями отделов и объектов, а когда “голова” смотрит в одном направлении – и результаты есть, – объясняет Ирина Вячеславовна. Материальную базу не сравнить с той, четырёхлетней давности! Где-то стало теплей (провели капитальный ремонт), где-то веселее (обновили световое и звуковое оборудование). При поддержке руководства дороги ремонтируется ДК Чита. 1 ноября откроются 3D-кинозалы в Хилке и Могоче. Скоро запустят единый информационный портал.

А планов в ДСС и у самой Ирины Левкович – ещё превеликое множество. И не только в работе.

С удивлением поняла, что и на волейбольной площадке не аутсайдер. Мечтает покорить горные лыжи (“Только чтобы по-настоящему!”) и сноуборд. Больше времени уделять шахматам и йоге...

Учится в корпоративном университете. На сессии выкраивает вечер навестить столичный театр и знаменитый “Квартет И”, побродить по Арбату. Вернётся – и снова в бой! – отстаивать интересы социальной сферы дороги, готовить программы развития...

Заботится о семье (“Соня у меня – большая умница. Необыкновенно талантливый человек”). И дочка отзывается о ней так, что можно книжки писать.

Как бы занята не была, в доме – идеальный порядок, две счастливые собаки преданно смотрят в глаза, а из духовки по особым случаям “сумасводяще” пахнет татарское национальное блюдо “балиш”.

Давно не танцует. Отложила гитару в сторону. Когда навещает малую родину, приходит к старым друзьям – певцам и композиторам, и готова слушать хоть до утра – отдыхает душой. Им, оставшимся в милом сердцу Хилке и разлетевшимся по свету, Ирина Левкович посвящает свою награду – звание “Заслуженный работник культуры Забайкальского края”. Посвящает наставникам, с какими судьба сводила на разных жизненных этапах. Посвящает “РовYESнику” и... маме.

– А ещё – линии. Простые объекты культуры и спорта несут то самое настоящее, нужное: когда сидит в зале железнодорожник и огромными такими ладонями хлопает и улыбается... Очень бы хотелось, чтобы мы выполняли наши непростые бюджетные параметры, не теряя творчества и энтузиазма. Чтобы эти параметры были сопоставимы с социальным фактором, которому служат культура и спорт. Не в погоне же за деньгами всё-таки – за душой, чтобы она осталась...

И любимое, из Цветаевой: “Значит, не надо, Плакать не надо. В наших бродячих Братствах рыбачьих Пляшут – не плачут”. Ни убавить, ни прибавить.

Автор: Елена Сластина