Услышать трещину Красноярский железнодорожник

Услышать трещину

Алексей Ширпановский, Осмотрщик-ремонтник пункта технического обслуживания Красноярск-Восточный

Он своевременно применил свой теоретический багаж

Осмотрщик-ремонтник пункта технического обслуживания Красноярск-Восточный Алексей Ширпановский 16 октября обнаружил редко выявляемую сквозную трещину в диске колеса гружёного вагона.

Было уже темно, когда предъявили к обработке первый в начавшейся смене поезд. В соответствии с технологией Алексей простучал колесо. Но услышал не звонкий звук, какой обычно издаёт «здоровое» колесо, а приглушённый. Значит, нужно внимательнее осмотреть колёсную пару. Наклонился, пригляделся – трещина. С обратной стороны колеса тоже. Подозвал старшего смены. Действительно, трещина длиной 200 миллиметров захватывала 25% площади сечения диска.
– Алексей добросовестно использовал знания, полученные во время технических занятий, – рассказывает начальник ПТО Алексей Кузнецов. – А неисправность очень серьёзная. Такой трудновыявляемый дефект мы обнаруживаем нечасто. Вагон шёл по Транссибу и в случае излома колеса мог выйти в негабарит, на встречный путь.
Колесо воспринимает нагрузки и от кузова, и от верхнего строения пути. В случае возникновения в упругом металле дефекта в любой момент может произойти излом. К примеру, на учебном полигоне депо в качестве образца стоит надрессорная балка, которая разломилась буквально через три недели после выхода из капитального ремонта. Словом, в очень ответственных узлах за металлом нужен глаз да глаз.
– Хороший специалист. Исполнительный, трудоспособный. Занимается самообразованием, – характеризует Алексея старший осмотрщик Максим Ашихин.
Причиной появления дефекта могла стать усталость металла или его структура. Возможно, трещина зародилась ещё при изготовлении колеса, а потом стала развиваться. Полгода назад вагон прошёл капитальный ремонт. После обточки колеса, конечно же, было проведено его дефектоскопическое обследование, которое, как правило, выявляет подобные изъяны. Но всё это можно было бы выяснить лишь в результате специального расследования. Однако тёмным осенним вечером произошло самое важное – осмотрщик проявил бдительность и грамотно использовал свой теоретический багаж.
Осмотрщиком вагонов Алексей Ширпановский работает пять лет. Профессия ему нравится.
– Ходишь вот так днями и годами, смотришь и вдруг обнаруживаешь опасный дефект. И сразу на душе радостно. Значит, не зря ходил, не зря учился, – говорит он.
Среди увлечений Алексея не только телевизор – книги – рыбалка, но и альпинизм, который требует от человека незаурядных навыков и личностных качеств.
– Мой самый смелый поступок – ипотека, – улыбается Алексей. – И премия, которая за такие дефекты выплачивается незамедлительно, пришлась кстати – подошло время очередного платежа.

Автор: Надежда Морозова

ПАРТНЕРЫ

«Миллениум Банк» (ЗАО)
Дорпрофжел на Дальневосточной железной дороге
Дорпрофжел на Южно-Уральской железной дороге
Приволжская железная дорога - филиал ОАО "РЖД"