Усталость – это для металла Вперёд

Усталость – это для металла

Александр Кушнарёв, осмотрщик-ремонтник вагонов ВЧДЭ Лиски

Александр Кушнарёв лишь в 2014 году не пропустил на дорогу больше десятка «больных» вагонов

Его служба сродни пограничному дозору. Только вместо лазутчиков-диверсантов «ловить» дозорному дороги приходится еле заметные трещины-паутины и другие опасные дефекты вагонов, которые, «просочившись» через границу бдительности осмотрщика-ремонтника, горазды принести на магистрали беду.

– Недавно в ночное дежурство Александр Сергеевич в вагоне грузового состава на 10-м

главном пути обнаружил едва заметную трещину диска колеса длиной 250 миллиметров. Колесо с таким опасным дефектом могло развалиться в любой момент. А представьте последствия этого при встрече с пассажирским поездом! – такими словами ориентирует меня на ответственность своих часовых дороги начальник ПТО Сергей Ирхин. И добавляет с восклицательным знаком: «У Кушнарёва внутренняя дисциплина –

будь здоров! Побольше бы нам таких профессионалов в каждой смене».

В беседе с начальником ПТО выяснилось, что в январе Александр Кушнарёв два вагона с роковыми трещинами боковых рам задержал на пороге большой беды. Такие трещины во внутреннем радиусе R-55 специалисты считают самыми опасными: все изломы происходят именно здесь. Пытаюсь понять, каким таким внутренним чутьём распознаёт мой герой столь опасные, но скрытые «болезни» ? Но Александр Сергеевич секреты своего мастерства объясняет по-житейски просто: «Нужно смотреть на совесть да нагибаться почаще под вагон –

вот и весь секрет. Конечно, есть в нашей работе много специфики – нужно знать, как и куда заглянуть…»

«Как» и «куда» заглянуть сам Александр познаёт уже четвёртый десяток лет, работая всё это время в одной смене – второй главной. За эти годы его память сделалась настоящим квалификационным справочником-пособием и для него самого, и для десятков молодых коллег, прошедших у него школу ученичества. «Украина и «Уралвагонзавод», – рассказывает, – чаще других брак в литье для вагонов дают. Поэтому, как только видишь клеймо этих заводов на литых вагонных деталях – будь начеку! А самоё надёжное и выносливое – это литьё ещё советского производства. Оно проверено временем и опытом. Но, прослужив свыше 30 лет, любой металл «устаёт», поэтому бдительности нашей и тут дремать не положено».

Адреса бракоделов, выпускающих изделия-«диверсанты», Александр и его коллеги-осмотрщики называют проверенные и не раз подтверждённые десятками отцепленных ими в ремонт вагонов. Только вот почему-то не спешит никто встать принципиальным дозором у проходных заводов и поставить заслон разрушительным бракам, боясь, видимо, оставить осмотрщиков-ремонтников безработными. Вот и получается: доведись роковой трещине ускользнуть от глаз дозорных дороги, они безоговорочно становятся крайними «стрелочниками». А ведь людям этим, ощупывающим глазами свыше трёх сотен вагонов за смену, где бесконечным «карманам», «пазухам», «радиусам» нет числа, тоже, вроде, уставать положено.

Но противится этому моему предположению Александр Кушнарёв. «Усталость, –

говорит категорически, – это для металла. От нашего состояния зависит не только сохранность подвижного состава и грузов, но, прежде всего, жизни людские…»

Иду мысленно вслед за рассказом Александра по его биографии, и ничего ведь в ней нет героического. Родился в селе Лиски, после школы поступил в ТУ-6, выучился на слесаря-вагонника. До призыва в армию успел поработать на текущем ремонте, затем попросился в парк. Отслужив механиком-водителем в Кантемировской танковой дивизии, снова вернулся в депо, ставшее ему родным, теперь уже осмотрщиком-ремонтником вагонов. Воспитал двух сыновей – Сергея и Александра. Построил дом. Радуется семилетней внучке Диане.

А, может, в том и есть негромкая героика, что при трёх десятках лет стажа человек остался верен однажды выбранной профессии и вагонному депо Лиски? Или в том она, что в его трудовую книжку уже тяжело втиснуть очередную строчку о поощрении? Благодарность начальника Юго-Восточной железной дороги, знак «За безопасность движения». И 75 записей о поощрении денежными премиями. 15 из них – за 2014 год. За выявления? Или за людей, чьи жизни не унесла беда, благодаря бдительности и ответственности Александра Кушнарёва? Которому, в отличие от металла, уставать не положено.

Автор: Николай Кардашов