Чтоб никаких пробуксовок! Забайкальская магистраль

Чтоб никаких пробуксовок!

Павел Смирнов Андрей Мишулин, Локомотивная бригада дирекции моторвагонного подвижного состава

Локомотивная бригада дирекции моторвагонного подвижного состава предотвратила ЧП

Разговор с машинистом Павлом Смирновым и помощником Андреем Мишулиным выявил в моём филологическом образовании брешь: у слов “буксовать”, “пробуксовка”, оказывается, есть железнодорожная “родня” – “букса”. Осенью 2014-го букса чуть не стала причиной беды – она... загорелась.

Остановка по требованию

– Следовал с рабочим поездом от станции Ксеньевская до Могочи, – рассказывает Павел Вячеславович. – При прохождении Пеньковой дежурная по станции передала информацию: “У входного сигнала остановился грузовой состав – сработала КТСМ (многофункциональная система автоматического контроля технического состояния подвижного состава). Следуйте бдительно!” По опыту знаю, что когда раньше поезда вставали по ПОНАБу (прибор обнаружения перегрева букс прошлого поколения), значит, вдоль состава побежал помощник – осмотреть, найти неисправность, устранить. Поэтому я снизил скорость, чтобы проследовать с максимальной осторожностью.

Тут надо понимать, что буксы – важнейший элемент ходовой части вагона, от их надёжности зависит безопасность движения поезда. Они преобразуют вращательное движение колёсных пар, обеспечивая продвижение вагона с необходимыми скоростями; воспринимают и передают колёсным парам силы тяжести гружёного кузова, предохраняют шейки оси от загрязнения и повреждения, являются резервуаром для смазки и местом размещения подшипников и т.д. Большевик Иван Козлов в мемуарах “В крымском подполье” пишет, как диверсанты засыпали в буксы песок, выводя из строя вагоны. Вот как важна эта деталь для поезда! Вот почему тревога, поднятая по поводу перегрева буксы, часто (хоть и не всегда) означает возгорание смазочного материала. Проверить каждый такой сигнал обязательно нужно!

На этот раз не было дыма без огня – клубы валили из-под колеса 43-го вагона грузового поезда. От машиниста Смирнова требовалось срочно оценить обстановку (какая степень возгорания и – главное – какой груз везёт состав) и в зависимости от этого принять решение: можно проезжать или лучше остановиться немедленно, пока...

К счастью, цистерны проблемного поезда, под одной из которых горела букса, были пустыми, а хозяйственный Павла Смирнова шёл порожняком. Поэтому зловещее “пока”, по крайней мере, при данных “действующих лицах”, наверное, не случилось бы. Но в тот момент надо было сделать всё чётко, оперативно, правильно.

Смирнов доложил дежурной, где остановился, затем дал указание своему помощнику и локомотивной бригаде, которая следовала с ними в тот день пассажирами, и горящую буксу принялись тушить огнетушителями. Сделав всё, что можно было (все огнетушители пустили в ход, и пламя в конце концов поддалось натиску), экипаж “скорой помощи” решил продолжить свой путь, чтобы не задерживать движение на магистрали.

И снова чёткий алгоритм действий – “дежурной доложил, тормоза проверил, отправились”. Всё в машинисте Смирнове говорит о том, что парень знает – в экстренных случаях на дороге железная дисциплина и холодная голова – первостепенные помощники.

В каждую поездку Павел Смирнов берёт с собой рекомендации по порядку действий в аварийных и нестандартных ситуациях. Не потому, что забыл правила (стаж, слава богу, не маленький – на дороге Павел с 2001 года, водил грузовые поезда, в 2010-м пришёл в дирекцию моторвагонного подвижного состава, сел на пригородные поезда). Так что с инструкциями всё чётко. Но, как умный человек, он не снимает со счетов такой фактор в ЧП, как нервозность, растерянность. А у машиниста, когда поезд идёт со скоростью 70–80 км, нет времени даже на минутное замешательство.

Как-то раз под пригородный попала зазевавшаяся корова. Чтобы продолжить движение, пришлось по громкой связи звать на выручку пассажиров-мужчин покрепче. Помогли.

Но даже это неприятное происшествие не сравнить с тем, что могло случиться летом 2014-го, когда собранность Павла Смирнова да собственные ангелы-хранители уберегли от беды беспечных дарасунских мальчишек. А дело было так...

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы

– На подъезде к Дарасуну – кривун. Да ещё – с горки. Вывожу состав, а впереди, прямо на рельсах, – пацаны! Я сигналю, а они не слышат из-за шума и грохота – по встречному пути идёт грузовой! – и сейчас холодея сердцем, вспоминает Павел Вячеславович. – Что делать? Применил экстренное торможение, не прекращая сигналить. Когда до ребятишек оставалось совсем ничего, они наконец услышали гудок поезда – бросились врассыпную.

От места, где подростки сидели ещё несколько секунд назад, локомотив протянуло ещё на сотню метров.

В детстве Паша Смирнов тоже не раз наблюдал за поездами (конечно, с более безопасного расстояния, чем те дарасунцы) – жили на Чите-1. Отец работал поездным диспетчером, мама – кассиром на контейнерной станции, бабушка – вагонником.

Младшим представителям семьи до выбора профессии ещё расти и расти: дочке Павла – семь лет, сыну – 2,5. “Пап, а зайчик хлеб передал?” – “А как же! В сумке возьмите”.

А ещё у Павла Вячеславовича есть... Надежда – супруга, с которой радостно жить в настоящем и легко смотреть в будущее. Только вот целовать себя на пороге перед поездкой, как в той песне, Павел жене не разрешает: примета нехорошая – сразу что-нибудь из ряда вон приключается. А на железной дороге лучше без сюрпризов, по накатанной.

– Переживал, – говорит, – когда отменяли электрички.

Оно и понятно: семья, ипотека (между сменами машинист клеит обои в новой квартире). Стабильная работа – как букса, для ровного “качения” жизни нужна...

Андрей Мишулин семьёй ещё не обзавёлся. Сейчас работает прогревальщиком в Могзоне. Осенью помощник Смирнова был в отпуске – Андрей его замещал.

– Хороший, грамотный парень, отлично сработались, – отзывается о нём машинист.

– А вас кто учил управлять локомотивом? И почему, – спохватываюсь, – сегодня в поездку собрались – выходной же?

– Инструктором был Максим Владимирович Рыжков, “обкатывал” меня Василий Файзулин. А в поездку, потому что другой машинист заболел. Позвонили: “Поедешь?”. Почему не съездить, раз надо.

...Так и работают – каждый теперь на своём участке. Встретившись на техзанятиях, вспоминают ту буксу. Казалось бы – эпизод. Но именно благодаря таким людям рабочие происшествия не переходят в чрезвычайные.

Автор: Елена Сластина