На высоте Волжская магистраль

На высоте

Сергей Городилов, начальник района контактной сети Дзержинск

Контактная сеть от станции Жолнино до платформы Кондукторская в надёжных руках

Это был обыкновенный дождливый осенний вечер. 15-летний Сергей провожал домой девушку и вдруг услышал крики, доносившиеся со стороны железнодорожных путей. Юноша не растерялся, увидев подвыпившего мужчину, который звал на помощь. Его сапог зажало стрелкой, так что вытащить ногу было уже нельзя. И тут – поезд. Сергей побежал ему навстречу, замахал, стал сигналить. Но тормозной путь оказался слишком длинным...

Главное
– Помню, как потом задал только один дурацкий вопрос, – рассказывает мне о том давнем случае из собственной юности начальник района контактной сети Дзержинск Сергей Городилов. – Я спросил: «Отрезало?» А мужчина мне: «Да»... Он даже сознания не потерял. Конечно, у него был шок.
Не одна страшная история, связанная с железной дорогой, на памяти у Сергея Николаевича. Может, поэтому его отличает особенное отношение к охране труда и обес-
печению безопасности движения.
Владимир Новиков, заместитель начальника Горьковской дистанции электроснабжения по кадрам и социальным вопросам, говорит о незаурядных организаторских способностях хозяина Дзержинского района контактной сети, о его творческом подходе в решении производственных задач.
– Перевыполнить план текущего ремонта, победить в сетевых соревнованиях, принять участие в разработке и внедрении прогрессивных технологий безопасности труда и новой техники – всё это для него задачи текущие, обыкновенные.

С высоким напряжением
Родился Сергей Николаевич в суровом приуральском крае, в посёлке Калино Чусовского района Пермской области. Семья жила на улице Железнодорожной. Случайное совпадение или провидение – но вот уже более 25 лет он работает на улице с тем же названием, только в другом городе и даже области. Увидев однажды в газете объявление о наборе электромонтёров контактной сети в Горьковскую дистанцию электроснабжения с предоставлением квартиры в Дзержинске, решение принял не задумываясь. Свердловскую железную дорогу сменил на Горьковскую. На том и замкнула свой круг судьба. Отец, мать, дядя, тётя, брат – все железнодорожники. И с самого детства его уху привычны стук колёс, гудки локомотивов, а сердцу близка романтика стальных магистралей. Отец – почётный железнодорожник, около 
40 лет отвечал за формирование поездов на станции Чусовская, мать – оператор по обработке поездной информации и перевозочных документов.
Сергей свой путь в профессию начинал с азов, а сейчас знает о работе дистанции электроснабжения, наверное, всё. Такой надёжный фундамент из практических знаний – непреложный залог успеха руководителя. Ещё один важный принцип, которому Сергей Николаевич никогда не изменяет, – работа в команде.
– В нашем деле один в поле не воин. Каждый страхует другого. Всё зависит от сотрудничества, но и сам не плошай, – говорит он уверенно. И смотрят на меня голубые глаза добродушно, устало.
Прошлую ночь был на дежурстве, поспал три часа – и опять сюда.
– Неужели только ради нашей беседы?
– Вот, бумаги ждут, – указывает он на аккуратную стопку документов на столе.
Да, порядок в хозяйстве Сергея Николаевича виден всюду. Недаром предприятию присвоен статус эталонного. Оценка состояния контактной подвески с каждым годом улучшается. В 2012-м она составляла 25 баллов, в 2013-м – уже 16, а в прошлом – 13. Короче говоря, «отлично». А самого руководителя за такую работу представили к высокой государственной награде – званию «Заслуженный энергетик России».
Начальник Горьковской дистанции электроснабжения Андрей Максимов отзывается о начальнике ЭЧК Дзержинск как об одном из наиболее грамотных и ответственных работников. Сергей Николаевич пользуется заслуженным уважением и среди своих подчинённых.
– Для коллектива он настоящий авторитет. Так и должно быть – личный пример играет большую роль.
За время нашего разговора сам Сергей Николаевич не раз подчёркивает важность практического понимания всех нюансов работы. В его подчинении 13 человек. Нет, не так! 13 специалистов, профессионалов, на которых их начальнику положиться легко – не подведут!
Обучить молодых безопасным приёмам труда Сергей Николаевич считает для себя первоочередным. Для этого и организовал проведение технических занятий в своём районе контактной сети. И контролирует усвоение материала на практике.
– Перебирать бумажки для меня не так интересно, хотя и тоже необходимо, по духу же ближе работа на линии, – признается начальник ЭЧК.

Эталоном быть непросто
О том, как получил свою первую награду, Сергей Николаевич вспоминает с увлечением. Именные часы от начальника дороги, их ему вручили ещё в 1988 году. Тогда он работал ещё на Свердловской магистрали электромонтёром, учился заочно в железнодорожном техникуме. В это время началась активная модернизация контактной сети. Построенная ещё в довоенное время, она требовала немедленной замены, а кое-где в удалённых уголках её и вовсе не было, нужно было всё делать с нуля. Бригаду, в которой трудился Сергей, командировали для капитального ремонта и монтажа контактной подвески на станцию Ишим Тюменской области.
Дело было зимой. А морозы стояли такие, что в плохо отапливаемых вагончиках, в которых жили электромонтёры, шубу утром с вешалки снять было нельзя – к стене пристывала. Работали в тяжёлых условиях. Но, если нужно выполнить свою работу, то выполняешь, не обращая внимания на мороз в 40 градусов. Вот за такой труд и получают награды.
Вспомнил Сергей Николаевич и экстремальный случай, произошедший на станции Игумново Горьковской дороги.
– Может, составитель правильно не закрепил вагоны, может, кто другой виноват. Но в результате с рельсов сошла цистерна и задела опору контактной сети. Опора прос-
то повисла на проводах. Восстанавливать работу сети нужно было немедленно. Тогда наша бригада во главе с заместителем начальника дистанции Анатолием Никешиным отличилась, мы очень хорошо сработали. И даже получили благодарность от начальника дороги.
В рассказе Сергея Николаевича о его повышениях по службе больше всего поражает один факт. Получая назначение, он обязательно интересовался мнением своих коллег, которые отныне будут работать под его руководством.
– Ничего здесь нет особенного, – возражает он. – Чтобы работа спорилась, коллектив должен быть дружный, единый.
Понимаю, почему его так уважают. Спокойный, умный, собранный, справедливый...
Участие в работах по электроснабжению грузового двора станции Доскино, позволившее перевести со станции Костариха часть грузовой работы, не осталось незамеченным. Как и строительство линии электропередачи на участке Игумново – Доскино, которое обеспечило электроснабжением по первой категории устройства СЦБ.
А ещё одни именные часы Сергей Николаевич получил, будучи уже начальником района контактной сети, в 2007 году. За участие в работах по сооружению пешеходного моста на станции Дзержинск.
Знак «Почётный железнодорожник», грамоты, именные часы президента 
ОАО «РЖД» – всё это благодаря своему отношению к делу. Трудолюбие и инициативность начальника района контактной сети Дзержинск не раз обращали на себя внимание руководства Горьковской магистрали.
Воодушевлённо рассказывает Сергей Николаевич о своих «сетевых» планах.
– В первую очередь мы должны поддерживать высокий статус эталонного предприятия. Нужно серьёзно подготовиться к весеннему объезду начальника дороги. В плане доделать пристрой к гаражу. В прошлом году мы своими силами сделали крышу и забетонировали пол. Осталось застеклить окна, провести освещение. Здесь у нас будет слесарная мастерская с необходимыми для мелкого ремонта станками.
До самых дверей провожает меня Сергей Николаевич. Усталая, но энергичная фигура его посреди нескончаемых рельс, опор контактной сети внушает необыкновенную уверенность: сеть в надёжных руках.

Автор: АЛЁНА ЗУДИНА