Привычное дело – спасать поезда Октябрьская магистраль

Привычное дело – спасать поезда

Виктор Михеев, осмотрщик-ремонтник ПТО Кемь эксплуатационного вагонного депо Петрозаводск

Сквозная трещина диска колеса неминуемо привела бы к сходу через пару километров после Кеми. Так оценили эксперты неисправность, которую обнаружил Виктор Михеев в ночную смену с 5 на 6 марта

Осмотрщик-ремонтник должен был всего лишь опробовать тормозную систему в грузовом поезде, который отправлялся на стык с Северной дорогой Кошта, но сверх прямых обязанностей выявил опасную неисправность.

Выявление трещин литых деталей – привычное дело для эксплуатационников. Только в первом квартале нынешнего года на полигоне Октябрьской дороги было обнаружено более 850 таких дефектов. Некачественное литьё – сегодня главная головная боль железнодорожников, и трещина любой детали ходовой части может спровоцировать серьёзное ЧП с тяжёлыми последствиями. Многие осмотрщики-ремонтники магистрали имеют на своём счету десятки трудновыявляемых неисправностей. И может показаться странным, что работник заслужил такую высокую награду всего лишь за обнаружение дефектной колёсной пары. 
– Дело в том, что на ПТО Кемь, где трудится Михеев, у следовавшего транзитом грузового поезда с минеральными удобрениями надо было проверить только тормозную систему. Тем не менее Виктор Иванович успел ещё обследовать тележку и распознать сквозную трещину колёсного диска. А ведь дело было ночью. Тут и днём не каждый заметит опасность. С таким дефектом поезд не проехал бы и пару километров. Сход был неминуем. И только бдительность, ответственность и оперативные действия работника позволили избежать этого, – отметил заместитель начальника вагонного эксплуатационного депо Петрозаводск Виталий Комаров. Сам Виктор Михеев рассказывает о том случае так: «Пока идёшь к месту опробования тормозов, а это хвостовая часть поезда, всё равно автоматически просматриваешь подвижной состав: всё ли в порядке? Это уже стало привычкой, выработанной за многие годы. В этот раз в предпоследнем вагоне в глаза бросилось то, что на подвеске башмака не было валика, тормозной колодки. Также вызывала подозрение поверхность катания колеса. Всё это указывало на вероятность повреждения колёсной пары. Так и оказалось: в диске имелась сквозная трещина с признаками скола».
Неисправный вагон отцепили в текущий ремонт. Характерно, что в момент его перемещения осмотрщики-ремонтники, работавшие в ту смену, шли рядом и внимательно следили, чтобы колесо окончательно не сломалось. Скорость движения при этом была, что называется, черепашья.
Руководители предприятия признаются, что данный конкретный случай 6 марта стал поводом, а оснований для представления Виктора Михеева к званию Почётного железнодорожника накопилось за два десятка лет работы на ПТО Кемь более чем достаточно. Как пояснил начальник депо Петрозаводск Виктор Ларионов, осмотрщик-ремонтник заслужил самую высокую отраслевую награду, так сказать, по совокупности трудовых достижений. В 2003-м Виктор Михеев был поощрён именными часами министра путей сообщения, а спустя год его наградили знаком «Почётный работник Октябрьской железной дороги». 
Вот строки из его характеристики: «Грамотный, ответственный, дисциплинированный. Имеет хорошие практические навыки осмотра вагонов, а также знания должностных инструкций. С обязанностями справляется успешно. Проявляет личную инициативу по овладению передовыми приёмами выявления сложных неисправностей узлов и деталей. Ежегодно участвует в конкурсах профессионального мастерства».
И это не просто слова. Только с 2012 по 2014 год В.И. Михеев обнаружил 25 дефектов в литых деталях грузовых вагонов: в 17 боковых рамах, 5 колёсных парах и 3 надрессорных балках. Каждая такая неисправность могла привести к сходу с огромными финансовыми и имиджевыми потерями компании. А так сэкономлены миллионы рублей, которые потребовались бы на ремонт подвижного состава и пути, возмещение убытков грузовладельцам. 
Он не допустил ни одного случая брака, травматизма, нарушения трудовой дисциплины, задержки поезда, отказа технических средств и отцепки неисправного вагона на гарантийных участках. Согласитесь, не каждый вагонник, даже очень опытный, может похвастаться таким послужным списком!
Помогает и опыт слесаря по ремонту вагонов. В этой должности Виктор Иванович прора-ботал восемь лет до того, как переквалифицировался в осмотрщики-ремонтники. И, как сам при-знаётся, за эти годы досконально изучил комплектующие детали, поэтому прекрасно знает, где в процессе эксплуатации у них появляются «слабые места».
Виктор Михеев из той категории работников, которые пришли на «железку» не по зову сердца, а волею случая, и тем не менее именно здесь обрели своё призвание. Прежде никто из его родственников на стальных магистралях не трудился. После окончания средней школы в 1992 году парень устроился в Кемский леспромхоз учеником плотника. Затем перешёл на частное предприятие. Тогда лесной бизнес казался перспективным. Но уже спустя три года пришлось задуматься о новой профессии: частные лавочки, не выдержав конкуренции, стали закрываться. А Кемь – городок небольшой, с трудоустройством – большие проблемы.
– В то время многие мои друзья, знакомые работали на железнодорожных предприятиях. Позвали меня. Сначала обучался слесарному делу, работал слесарем по ремонту подвижного состава, а после реформирования и разделения функций вагонного хозяйства освоил специальность осмотр­щика-ремонтника, – вспоминает Виктор Иванович.
И вот уже более десяти лет Михеев занимается техническим обслуживанием и осмотром грузовых вагонов – как транзитных, так и собственного формирования. 
– В том, что он высококлассный специалист, я воочию смог убедиться, когда в своё время, будучи осмотрщиком-ремонтником, работал с ним в одной смене. Это не первый случай, когда в ходе опробования тормозов он умудряется найти серьёзную неисправность в других частях ваго-на. У него чутьё на дефекты, помноженное на богатый опыт. Не зря он пользуется в коллективе таким большим уважением и авторитетом, – говорит начальник ПТО Кемь Юрий Куприянов.
С начала года кемские осмотрщики-ремонтники выявили около 30 литых деталей с трещинами и дефектами, включая боковые рамы и колёсные пары. Как и Виктор Михеев, высокой выявляемостью отличаются Владимир Богданов, Игорь Трифанов, Андрей Сержантов и многие другие работники. Так что с безопасностью движения на обслуживаемых ими гарантийных участках полный порядок. 
А недавно Виктора Ивановича порадовал сын Илья: начал интересоваться железной до-рой, вагонами, папиной работой. Впрочем, это неудивительно: успехи отца – прекрасный пример для подражания.

Автор: Богдан Ярусев