Раскрытие трещины
Яшар Салахов, осмотрщик вагонов ПТО Дербент
Отличное знание сопромата позволяет осмотрщику уверенно находить дефекты
Во время проверки грузового поезда осмотрщик вагонов ПТО Дербент Яшар Салахов выявил в платформе неисправность боковой рамы, которая могла привести к крушению поезда.
Это был вагон, принадлежащий «Федеральной грузовой компании», который использовался для перевозки леса на экспорт, а обратно возвращался в порожнем состоянии. Новая погрузка на эту платформу и даже дальнейшее её движение без груза с таким дефектом могло оказаться роковым.
На Прохладненском участке неразрушающего контроля ОАО «Вагонная ремонтная компания – 2» в ходе проверки подтвердилась горячая трещина в зоне сопряжения боковой стенки и опорной поверхности со стороны технологического окна, над буксовым приёмом. Её длина –88 миллиметров, глубина – 3 миллиметра, ширина раскрытия – 2 миллиметра.
Вспоминая подробности этого случая, Яшар Салахов рассказывает, что в то дежурство особенно много внимания уделял боковым рамам тележек – в этих деталях часто бывают дефекты литья. Перед началом смены начальник ПТО Дербент Пётр Низамаев провёл с осмотрщиками инструктаж, где ещё раз напомнил о состоянии безопасности движения на сети дорог, и в вагонном хозяйстве в частности.
Статистика тревожная – в 2014 году из-за излома боковых рам тележек произошло 13 случаев схода, из них – 4 крушения и 1 авария. Руководитель нацеливал осмотр¬щиков на то, чтобы быть особенно внимательными при осмотре вагонов, построенных на ОА «НПК Уралвагонзавод», ЗАО «АзовЭлектроСталь», которые в прошлом году нередко выходили из строя.
За восемь лет работы осмотрщиком на ПТО Дербент Яшар Салахов назубок выучил вагоностроительные предприятия, выпускающие литые детали тележек с браком. А ещё Яшар считает очень важным правильно настроиться перед сменой.
– Знаете, даже по походке осмотрщика можно определить, с каким настроением он выходит к составу: сосредоточен, нацелен на выявление дефектов либо просто будет отрабатывать положенное время. То есть бывает активный, заинтересованный подход и пассивный, равнодушный. Это влияет на результативность работы и число обнаруженных недостатков, – говорит он.
– Яшар Салахов заранее настраивает себя на поиск неисправностей. К тому же он постоянно учится, повышает свой уровень, – рассказывает начальник ПТО Пётр Низамаев.
Вообще-то, по своему изначальному образованию Яшар Салахов не вагонник. Он окончил вуз по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство», но обучение в дортехшколе железнодорожной профессии, хорошее знание технических дисциплин и особенно такого трудного предмета, как «Сопромат» (по которому у него в дипломе стоит оценка «отлично»), позволило Яшару стать одним из лучших специалистов на ПТО. И на сегодняшний день он не останавливается в своём развитии: в мае поедет в Ростовский железнодорожный техникум на курсы повышения квалификации.
– Правильно говорят, что знания можно приобрести только собственным трудом, –
говорит Яшар Салахов. – У меня с этим особых проблем не было, мне с детства были интересны металлы, их свойства, то, как сделанные из них детали взаимодейст¬вуют друг с другом. Поэтому в институте и дортех¬школе я изучал все это в теории, а практика позволила применить знания на деле.
Это помогает ему уверенно находить дефекты: несоответствие зазоров скользунов по завышению или занижению фрикционных клиньев, изломы внутренних пружин и других узлов. И, что очень важно для осмотрщика, он хорошо чувст¬вует «усталость» металла и, даже ещё не начав досконально изучать деталь, может сказать: что-то тут неблагополучно.
Так что не случайно на Дер¬бентском ПТО он лидер по выявлению трещин в боковых рамах тележек. И в списке лучших осмотрщиков вагонной службы Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры по итогам месяца или квартала, как правило, есть его фамилия.
Так, в 2014 году он выявил 65 трещин в литых деталях тележек вагонов (подтверждаемость более 80 процентов). И в текущем году Салахов уже обнаружил 36 трещин, и все дефекты подтверждены. По итогам I квартала текущего года он в числе лучших осмотрщиков вагонного хозяйства на СКЖД.
– За те восемь лет, которые я знаю Яшара Салахова, ни разу в нём не ошибся. Он быстро освоил профессию осмотрщика и хорошо помог в организации учебного полигона, где сейчас расположены в качестве тренажёров колёсная пара, боковая рама, надрессорная балка, фрикционные аппараты, с пометками трудновыявляемых дефектных мест. Яшар, как наставник, нередко проводит там практические занятия для молодых осмотрщиков. Недавно он взял под свою опеку Вагида Аманаева, который сейчас уже работает самостоятельно, – рассказывает начальник ПТО Пётр Низамаев.
На Дербентском ПТО можно услышать немало других мнений, характеризующих Яшара Салахова как человека, болеющего за интересы производства. Он был одним из тех, кто выступил с инициативой усилить контроль, когда пошёл вал неисправных вагонов, поступающих в Дербент с юга, со станции Баладжары Азербайджанской дороги.
Два лучших осмотрщика ПТО Дербент Яшар Салахов и Алексей Пинхасов стали работать вместе, показывая всем остальным членам коллектива, как надо вести проверку, предотвращая пропуск на дорогу неисправных вагонов из-за рубежа.
– Мне неприятно, что идёт поток некачественно осмотренных вагонов из Азербайджана, – говорит Яшар Салахов. – Я ведь сам уроженец этой страны и имею представление о том, почему так происходит. Иногда даже возникает мысль собрать делегацию дербентских осмотрщиков и съездить в Баладжары, поговорить с нашими коллегами, которые там трудятся. Недостатки в работе чем-то похожи на дефекты литья: чтобы их предотвратить, нужно их обнаружить, раскрыть, пока они не привели к беде. Ведь обмен грузами между двумя нашими странами имеет большое значение, он должен идти беспрепятственно, и мы стараемся делать всё для предотвращения событий, связанных с безопасностью движения.
Автор: Николай Бастрыкин