Стопроцентный машинист Северная магистраль

Стопроцентный машинист

Андрей Жуков Сергей Сумерин, локомотивная бригада локомотивного эксплуатационного депо Котлас

23 марта для локомотивного эксплуатационного депо Котлас выдалось богатым на «сюрпризы» от котлошан...

В этот день бригада поезда № 375 сообщением Москва – Воркута (Алексей Харченко и Александр Алешкевич), применив экстренное торможение, предотвратила несчастный случай и спасла подростка, о чём «СМ» писала в № 13. В этот же день через пару часов бригаде машинистов поезда № 41 сообщением Воркута – Москва (Сергей Сумерин и Андрей Жуков) удалось избежать столкновения с КамАЗом с прицепом, гружённым лесом, и спасти сотни жизней.

На перегоне Котлас-Северный – Котлас-Южный машинисты всегда «включают» утроенное внимание. Маршрут идёт через населённый пункт с тремя переездами. Скорость должна быть не выше 60 км/ч. Бригада Сумерина (на фото справа) и Жукова в пути уже десять часов, ещё пять минут – и Котлас-Южный, пересменка, отдых. Но машинистам расслабляться рано. В таких местах время исчисляется в секундах, и пять минут – это срок. Сейчас поворот пути, потом переезд на улице Володарского, на котором... «раскорячился» КамАЗ с прицепом. Бригада заметила его метров за 400 до переезда. Машина встала и не двигалась. А позади локомотива – 11 вагонов с людьми. Через 100 метров Андрей Жуков, стоявший за пультом управления, применил торможение. Оста-новиться удалось за 150 метров от КамАЗа. 
– Холодок по спине пробежал, – признаётся Сергей Сумерин, машинист с 20-летним стажем. – Но мой дублёр Андрей Жуков оперативно среагировал на ситуацию. Всё сделал как надо. Замешкайся он секунд на 15, произошла бы трагедия. А ведь это была его обкатка в качестве машиниста пассажирского поезда. Ещё и месяца не прошло, как он перешёл из грузового движения в пассажирское. 
Пока о происшествии докладывали диспет¬черам, КамАЗ завёлся и уехал с путей. Машинисты даже не успели запомнить номер грузовика. Задержка поезда составила три минуты. По факту дорожно-транспортного происшествия возбуждено дело об админи¬стративном правонарушении. Объявлен розыск водителя КамАЗа. 
– Я действовал по инструкции, можно сказать, автоматически, – говорит Андрей Жуков. – Не успел ни испугаться, ни задуматься о чём-то. И, конечно, не считаю, что совершил что-то героическое. Какой из меня машинист, если бы я вовремя не затормозил перед препятствием? Выполнил свою работу и всё.
В грузовом движении Андрей проработал 11 лет. За годы службы ему приходилось применять экстренное торможение – на путях находилась бочка из-под горюче-смазочных материалов. Но одно дело бочка и гружёный состав, и совсем другое – пассажиры. Впрочем, Андрей Жуков уверен, что в любом движении непростительно терять бдительность. 
Теперь Андрей Николаевич осваивает вождение пассажирских поездов. Скоро ему предстоит инспекторская поездка – своего рода экзамен. Его старший товарищ и наставник Сергей Сумерин уверен, что Андрей на своём месте.
– Это первый машинист, которого я «обкатываю» на вождение пассажирских поездов, – говорит Сергей Леонидович. – Вижу, что парень толковый, профессионал. Я так и доложил нашему непосредственному руководителю – заместителю начальника локомотивного эксплуатационного депо Котлас Владимиру Коровину: Жуков – готовый машинист пассажирского движения.
А вот в глаза Сергей Леонидович Андрею таких слов не говорил – не по-мужски это – друг друга за качественно выполненную работу нахваливать. Говорит, что суметь вовремя сориентироваться и принять меры – прямая обязанность машиниста.
Самому Сергею Леонидовичу применять экстренное торможение не приходилось. Считает, что в «рубашке родился». А вот сигналить незадачливым пешеходам, «гуляющим» вдоль путей, доводилось. Несколько лет назад прямо перед его локомотивом проскочил велосипедист в наглухо завязанной шапке-ушанке. 
– И что люди так на тот свет торопятся?! – удивляется машинист. – Раньше пешеходы более ответственными были, в школе что ли лучше правила безопасности объясняли? Да и машин было меньше, а это, на мой взгляд, тоже на ситуацию на переездах влияет. Взять хотя бы тот самый переезд на улице Володарского. Прямо за ним находится перекрёсток. Бывает так, что сигнализация срабатывает, когда автомобиль уже выехал на переезд, а продолжить движение и немедленно покинуть опасную зону ему мешает движение на перекрёстке. Так что сегодня машинистам нужно быть в несколько раз внимательнее, чем в прежние времена.
А ещё у Сумерина, а теперь и у Жукова есть правило: о неприятностях – в кабине ни слова. Поэтому и случай этот не обсуждали с тех пор. Доехали до станции, сменились, отправились отдыхать.
У Андрея Жукова отдых после смены особый: дома ждут два мальчугана. Славику пять лет, а Лёше нет и года. Удаётся ли полноценно отдохнуть в такой компании?
– Конечно, моя супруга Наташа – просто умница, поддерживает меня, понимает,  – говорит Андрей. – Жена машиниста –  это почти профессия... Когда я ей рассказал про этот случай с КамАЗом, ахнула, испугалась за меня. Но она во мне уверена, знает моё отношение к работе. А я не могу подвести ни её, ни своих коллег, ни пассажиров. Мужчина всегда должен отвечать за свои действия. А машинист – в особенности. 

Автор: Тамара Шарова