Только не отводи глаз Восточно-Сибирский путь

Только не отводи глаз

Александр Халаев, осмотрщик Иркутского вагонного эксплуатационного депо

Александр Халаев предотвратил серьезное ЧП

15 апреля осмотрщик эксплуатационного вагонного депо Иркутск-сортировочный Александр Халаев трудился в ночь. Ближе к семи часам он заметил, как из-за сизой дымки 
Ангары стал пробиваться рассвет.

Навстречу Байкалу
Из репродукторов вокзала Иркутск-Пассажирский донеслось: «На третий путь второй платформы прибывает скорый поезд № 20 сообщением Москва – Пекин. Стоянка поезда 
30 минут».
Александр и его коллеги по смене, как водится, загодя расположились вдоль пассажирской платформы. И в 7 ч 25 мин. по местному времени напротив них замерли вагоны международного экспресса. Высыпали разноязычные и разновозрастные обитатели. Один из них, кажется итальянец, увидев Александра, 
эмоционально спросил:
– Иркутск? А когда же Байкал?
– Будет, будет вам Байкал. Через часок, ближе к Слюдянке, – дипломатично ответил Александр Халаев.
И уже про себя подумал: «Увидите, синьор, славное море, дайте только срок. А вообще-то мне сейчас не до краеведческих бесед с интуристами, пора за своё дело браться...»
Пошёл заданным маршрутом. Один, другой вагон. Всё в порядке. А вот на третьем его натренированный взгляд упёрся в узел центрального люлечного подвешивания. Интуиция подсказывала Александру: что-то в нём не так. Присмотрелся. Чутьё не подвело. 
– Не буду вдаваться в технические нюансы выявленной неисправности, – вспоминает Александр Викторович, – просто мне, как осмотрщику вагонов, нужно было оказаться в нужном месте в нужную минуту.
Поставил в известность старшего осмотрщика.
На устранение неисправности ушло не более 15 минут.
Но важно другое: пекинский ушёл навстречу Байкалу по расписанию.

Дар божий
Как отмечает первый заместитель начальника эксплуатационного вагонного депо Иркутск-сортировочный Александр Руднев, если бы не особая бдительность осмотрщика вагонов Халаева, при неблагоприятном развитии событий могло произойти ЧП. В частности, срыв графика движения поезда международного сообщения. А это уже серьёзный удар по репутации не только депо и ВСЖД, но и по имиджу ОАО «РЖД» в целом. Отрадно, что есть на ВСЖД осмотрщики столь высокого уровня.
– Это как дар божий – либо есть, либо нет. Внешне вроде никакого дефекта нет. Но что-то тянет присмотреться ещё и ещё раз к тому или иному узлу пассажирского вагона, – рассуждает заместитель начальника депо по кадрам и социальным вопросам Николай Воронин, – посмотреть под другим углом. И не только с помощью фонарика, но и зеркала...
Александру Халаеву часто вспоминается 
апрель 1997 года.
– Самые опасные дефекты – трещины. Бывает, что они почти невидимы, что их трудно предугадать – тоньше волоска трещинки. Поди такие найди... – признаётся Александр Викторович.
Скорый поезд номер один сообщением Владивосток – Москва в тот день остановился на четвёртом пути главного железнодорожного вокзала Приангарья по расписанию. Было около 10 часов по местному времени.
В одном из хвостовых вагонов Халаев, осматривая колёсную пару, почувствовал что-то неладное:
– Присмотрелся внимательней. Многое говорило о подозрении на трещину обода колёсной пары. Как положено в таких случаях, немедленно сообщил об этом старшему осмотрщику Александру Васильевичу Пощеву.
Вагон с трещиной обода отцепили из состава, поставили на ремонтную позицию депо. Там же произвели смену «приболевшей» колёсной пары. И в этом случае скорый поезд ушёл 
на запад по расписанию.
А что же трещина? Дефектоскописты колёсно-роликового цеха депо подтвердили наличие трещины. Чутьё в очередной раз не подвело Александра Халаева.

Работа на свежем воздухе
Родился и вырос Александр на севере Иркутской области, в Бодайбинском районе. Так что о железной дороге знал только по книгам, кинокартинам да телевизионным передачам. После срочной службы в армии решил попытать счастье в областном центре. Перебрался поближе к старшей сестре Марине. Она работала проводником поездов в вагонном депо Иркутск-пассажирский. Поначалу устроился электролизником на Иркутский алюминиевый завод.
– Ну как, металлург, дела? – спросила однажды при встрече Марина.
– Работа как работа, только жарковато в цехе, – уклончиво ответил Александр.
– Жарковато, говоришь? Так вот, Саша, у тебя есть возможность сменить рабочую обстановку. Хочешь трудиться на свежем воздухе? Тогда приходи к нам в депо. Думаю, работа 
осмотрщика вагонов тебе будет по душе.
«26 сентября 1992 года принят слесарем по ремонту подвижного состава» – такая запись появилась в его трудовой книжке. А буквально через год Александр Халаев самостоятельно выучился на осмотрщика.

Дело по душе
Вскоре понял, что не ошибся в своём выборе. В работе осмотрщика вагонов ему по душе пришлось всё. И громадная ответственность, дающая ощущение своей значимости, нужности. И хорошие межличностные отношения в коллективе ПТО. И отличная система мотивации, позволяющая тем, кто реально качественно трудится и достигает высоких результатов, приносить приличные деньги в общий семейный бюджет. Жена Наташа была довольна выбором мужа. В своё время она окончила ИрГУПС 
и знает, почём он, хлеб железнодорожника.
О таких, как Александр Халаев, справедливо говорят: трудяга. А именно про него ещё и добавляют: «Наш Викторович – самый что ни на есть неформальный лидер».
Если требуется по каким-то причинам подменить старшего смены, выбор руководства депо непременно останавливается на осмотрщике седьмого разряда Халаеве.

На всю ширину плеч
Когда Александр Халаев только начинал осваивать вагонное дело, гарантийные плечи пассажирских поездов следованием через Иркутск-Пассажирский были сравнительно короткими.
– Представляете, на восток мы давали гарантию до Слюдянки, на запад – до Зимы. Заметьте: всё в пределах нашей дороги, – поясняет Александр Викторович. – Теперь вполне привычным делом стало гарантийное обслуживание аж до Читы и Красноярска. В Улан-Удэ и Зиме производится лишь опробование автотормозов.

Своим маршрутом
За свои 44 года Александр Халаев многое повидал. Добрый наставник, он не жалеет времени на воспитание молодых осмотрщиков. Старается направлять новичков на выносливость 
и терпение.
– Вы же сами, без всякого принуждения выбрали здоровый труд на открытом воздухе? – с лёгкой иронией обычно вопрошает Александр Викторович. – Вот потому и не стоит сетовать на капризы погоды. Прежде всего, надо добиваться своей жизнестойкости.
Непростой график работы – то в день, то в ночь – тоже отличительная особенность профессии осмотрщика. И, конечно, не работой единой жив вагонник Александр Халаев. Он ценит семейные узы, доверительные отношения с женой и дочерью Анастасией, выпускницей ИрГУПСа. Глава семейства любит обновлять интерьер квартиры, мастерить своими 
руками.
Он живёт в ладу с миром и не допустит трещин – не только в узлах и деталях вагонов, но и во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Автор: Борис Ступин