Находка в пути Вперёд

Находка в пути

Игорь Воротынцев Сергей Гуляев, локомотивная бригада эксплуатационного локомотивного депо Елец-Северный

Приказом начальника ЮВЖД знака «За безопасность движения» с выплатой денежного поощрения удостоены машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Елец-Северный Игорь Воротынцев и его помощник Сергей Гуляев.

При следовании с пассажирским поездом 22 декабря прошлого года они предотвратили чрезвычайное происшествие, тем самым не допустив тяжёлых последствий.
…Встреча с эксплуатационниками состоялась не сразу. В их напряжённом графике практически нет свободного временного «окошка». Всё идёт по заранее спланированному графику: работа, отдых и снова работа. В этой круговерти свидеться удалось с третьей попытки – рано утром, после их возвращения из поездки.
Наш разговор состоялся в маленьком сквере. Он разбит прямо возле старых стен депо, едва ли не ровесника ЮВЖД. Галерея заслуженных людей предприятия. Неподалёку застыла на вечной стоянке историческая реликвия – паровоз, «отпахавший» своё в военные и послевоенные годы.
Трудовые заботы ЮВЖД сопровождают судьбу каждого из наших героев более двух десятков лет. Не сосчитать, сколько «кругосветок» совершили вместе и порознь, сколько пассажиров перевезли в города и веси.
Игорь Воротынцев родился в 1973 году. Уже юношей определился со своей профессией в железнодорожном Ельце – окончил училище и техникум («сначала учился на помощника машиниста, потом на механика»). За плечами также дортехшкола, которая открыла «зелёный свет» перед возможностью сесть за правое крыло локомотива, повысить свою квалификацию до второго класса. Два года назад Игорь Леонидович был награждён знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км».
Сергей Гуляев на семь лет старше коллеги. На железной дороге с 1989-го. В техническом училище получил специальность помощника машиниста. Освоил там, как и положено, необходимые в работе предметы – от электрооборудования локомотива и автотормозов до ПТЭ и вагонного дела. С тех пор Сергей Викторович остаётся верен своему предназначению.
Их «рабочие лошадки» на маршрутах пассажирского движения в течение четырёх лет общей деятельности – электровозы серий ЭП1М и ЧС4Т. Направления обслуживания – Валуйки, Россошь, Воронеж. К технике особых претензий нет, она отличается надёжностью, освоили её хорошо. Вот только «человеческий фактор» никто с повестки дня не снимает. В той или иной ситуации принять единственно правильное и безошибочное решение – на это способны люди, а не машины. Секунду длится это испытание, но оно высвечивает степень мастерства, выучки.
Возвращаясь памятью к событиям, потребовавшим от них проявления профессионализма и грамотных действий, локомотивщики рассказали, что беда поджидала их вечером. На землю стали опускаться сумерки, видимость ухудшилась. Занималась метель.
– Мы следовали от Ельца с поездом Санкт-Петербург – Адлер, – пояснил Игорь Воротынцев. – На станции Отрожка должны были смениться, оставалось проехать Сомово. Но на выходе со станции, сразу после моста, на скорости примерно 80 км/ч, мой помощник увидел на правой нитке рельса, по соседнему, нечётному пути, неизвестный предмет. Он походил на небольшой резервуар. 
«Наложение на путь», – доложил тревожно Сергей. По радиостанции я незамедлительно поставил в известность дежурного по станции Сомово и машиниста встречного поезда, действовал строго по регламенту, предусмотренному для подобных случаев.
– Мне показалось, что зловредная находка – движок для точила, – вступил в разговор Сергей Гуляев. – По крайней мере, такое впечатление сложилось. Машинист встречного поезда принял от нас сообщение («метрах в 200 от входного сигнала по первому пути зафиксировано наложение на рельс») и сделал вынужденную остановку. Расстояние было достаточное для того, чтобы избежать столкновения. Экстренного торможения благодаря нашей информации применять не пришлось. В ведь в том месте кривая, сложный профиль.
Наезд был предотвращён. Силами встречного поезда (это был скорый № 69 Воронеж – Москва) посторонний предмет был убран, и пассажиры продолжили путешествие к столице.
Как рассказали локомотивщики, в их практике уже встречались эпизоды, когда неизвестные злоумышленники накладывали на рельсы шпалы, куски железа. Был случай, когда в междупутье оказывалась коробка из-под телевизора, заполненная щебёнкой.
И всегда радиосвязь Игоря Воротынцева включалась для сообщения представителям причастных служб и принятия соответствующих мер к тем, кто по злому умыслу или неразумению пробует испытать дорогу на прочность, проверить её защищённость.
Машинист электровоза не скрыл удовлетворения:
– Приятно, что наши действия не остались без внимания руководства ЮВЖД. Мы просто выполняли свою работу. Ликвидировали угрозу безаварийности движения. Конечно, сделали запись о ЧП в книге замечаний машиниста, а затем направили рапорт на имя начальника депо. За славой не гонимся, но всегда чувствуем ответственность за порученное дело.
Добрые слова собеседники высказали в адрес машиниста-инструктора своей колонны. По их словам, Михаил Сухов на каждом техническом занятии, каждой планёрке не устаёт повторять: «Ребята, будьте внимательнее. Вам доверено везти пассажиров, в ваших руках их жизнь и здоровье. Вы должны в целости и сохранности доставить их из пункта А в пункт Б. И, что важно, самим невредимыми вернуться домой, где вас ждут ваши семьи».
– Наказы своего наставника стараемся не забывать.
Делать свою работу так, как их учили и учат – этому правилу следуют бдительные елецкие локомотивщики.

Автор: Виктор Минаков