Был только миг... Октябрьская магистраль

Был только миг...

Андрей Дерепаска, машинист дизель-поезда Октябрьской дирекции инфраструктуры

15 апреля машинист дизель-поезда Дерепаска, увидев на переезде автобус, мгновенно применил экстренное торможение. Он мог покинуть кабину управления и остался бы жив. Но Андрей Алексеевич до последней секунды пытался предотвратить столкновение...

Опытные железнодорожники единодушны во мнении: если бы не высочайший профес-сионализм и самоотверженность Андрея Дерепаски, жертв было бы больше. События разворачивались на регулируемом переезде без дежурного работника 133 км перегона Прибылово – Советский на направлении Большая Приморка ОЖД. Рейсовый пассажирский автобус, следовавший из Выборга в Приморск, выехал на переезд перед приближающимся дизель-поездом, несмотря на звуковые и световые сигналы. Кстати, видимость на этом участке для водителя автобуса составляла не менее 500 метров. Но для него нарушения правил дорожного движения, судя по всему, стали привычным делом. Как выяснилось при расследовании, на счету водителя Николая Радаева было уже 62 нарушения ПДД. В результате происшествия на Большой Приморке погибли три человека: машинист дизель-поезда и два пассажира автобуса. 27 человек с травмами различной тяжести были госпитализированы.
На разборе ЧП было отмечено: спасательные и пожарные подразделения, а также другие экстренные службы (в том числе психологи) на место происшествия прибыли весьма оперативно. Для эвакуации раненых были использованы два вертолёта МЧС. Но первыми, кто оказал помощь пострадавшим, были сотрудники Октябрьской дороги. Ведь на этом дизель-поезде ехали руководители нескольких дирекций и служб ОЖД, проводившие технический и технологический осмотр инфраструктурного комплекса. 
– Почему Андрей Дерепаска не покинул кабину управления? Мы все спрашиваем себя и друг друга об этом, – говорит машинист дизель-поезда Сергей Иванов, многие годы работавший вместе с погибшим. – Те, кто попадал на переездах в аналогичные ситуации, закончившиеся не столь трагично, испытали этот синдром на себе: применишь экстренное торможение и вцепишься в ручку управления так, что отпустить её просто не в силах. Хотя от тебя уже ничего не зависит, но кажется… Андрей спас многие жизни тем, что затормозил не раздумывая. Для того чтобы избежать столкновения, не хватило буквально нескольких секунд: дизель-поезд врезался в хвостовую часть автобуса. Страшно представить, сколько было бы трупов, если бы машинист затормозил чуть позже и удар пришёлся на среднюю его часть! А тут автосцепка дизель-поезда поддела автобус и завалила задним углом на лобовое стекло, то есть туда, где никакой защиты вообще нет. Угол пробил кабину управления, как топор. 
У погибшего машиниста остались 82-летняя мать и взрослая дочь. Андрей Алексеевич Де-репаска посвятил железнодорожному транспорту 35 лет. Работал в эксплуатационном локомо-тивном депо Санкт-Петербург-Варшавский, в прошлом году был переведён вместе со своим ди-зель-поездом в подразделение по ремонту специального самоходного подвижного состава ди-рекции по эксплуатации и ремонту путевых машин. 
– Мы нередко работали вместе с Андреем Дерепаской на дизель-поезде начальника дороги, – вспоминает Сергей Иванов. – Рейсы – длительные, поэтому зачастую в них отправляются сразу две смены локомотивных бригад. И я всегда знал: если в мою смену в пути следования возникнет какая-нибудь проблема, к примеру, из-за неисправности в электросхеме откажет одно реле, Андрея можно разбудить и он предельно быстро во всём разберётся. Он был на редкость грамотным и надёжным. С ним было спокойно. А ещё он был оптимистом, всегда шутил и умел поднять настроение другим. Считал, что с хорошим настроением даже самая сложная задача легче решается. 
– С Андреем Алексеевичем всегда приятно было общаться, – рассказывает заместитель начальника дороги по территориальному управлению Андрей Панков. – Я познакомился с ним лет двенадцать назад, ещё будучи первым заместителем начальника Волховстроевского отделения дороги. И сразу отметил для себя его добросердечность, отзывчивость, жизнелюбие, умение ладить с людьми самых разных характеров. Он всегда был рад помочь – и словом, и делом. Но особенно импонировала его влюблённость в выбранную раз и навсегда профессию. Как машинист, он был очень аккуратен в работе, никогда не пренебрегал «формальностями» из области безопасности движения.
– Андрей Дерепаска был замечательным машинистом и замечательным человеком, – го-ворит начальник подразделения по ремонту специального самоходного подвижного состава Илья Соловьёв. – Именно такие – настоящие и бесконечно преданные делу – железнодорожники, как он, составляют золотой фонд компании «РЖД». Андрей Алексеевич был по натуре лидером, не боялся ответственности за принимаемые решения. Он буквально жил своим дизель-поездом. Готов был бесконечно надраивать его до зеркального блеска, ведь относился к этой машине, как к любимому человеку.
На похороны Андрея Алексеевича Дерепаски на петербургском Волковском кладбище собралось более трёх сотен человек. Издали можно было подумать, что хоронят не машиниста, а какого-нибудь известного государственного деятеля. И сейчас на его утопающую в цветах могилу люди несут всё новые и новые букеты.
На сороковой день после гибели Андрея Дерепаски руководители Октябрьской дороги приедут к его семье и вручат знак «Почётный железнодорожник», присвоенный машинисту по-смертно. И поблагодарят его маму за то, что воспитала замечательного сына. 
А президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин ходатайствовал о награждении Андрея Алек-сеевича Дерепаски орденом Мужества. Ведь именно эта государственная награда вручается за смелые и решительные действия, совершённые при исполнении долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни.

Автор: Ирина Верховная