Ночью все вагоны серые Призыв

Ночью все вагоны серые

Евгений Шефер, осмотрщик-ремонтник эксплуатационного вагонного депо Курган

В свете фонарика Евгений Шефер разглядел на диске колеса чёрточку, словно бы проведённую чёрным фломастером..

Случилось это в ночную смену в Восточном парке станции Курган. Поезд, груженный углём, шёл транзитом и делал лишь небольшую остановку – нужно было заменить локомотивную бригаду. Пока машинисты сдавали смену, осмотрщики произвели визуальный осмотр вагонов. И тут же обнаружили неисправность. Она «выдала» себя подозрительным стуком. Оказалось, неисправна подвеска тормозного башмака.
По правилам, дефектную деталь следовало заменить, и после этого поезд мог отправиться дальше. Однако осмотрщики решили не ограничиваться стандартной процедурой и передали вагон Евгению Шеферу для дальнейшей проверки. Вот что он рассказал:
– Ночь стояла тёмная, поэтому я вооружился фонариком. Он меня и выручил. Подошёл к пятому с головы вагону и начал производить осмотр в том месте, где только что был обнаружен аварийный башмак. Сам себе сказал: не просмотри что-нибудь важное! Возможно, что найденный дефект имел какие-то последствия. Уже случалось такое, что одна неисправность вызывала своего рода цепную реакцию и провоцировала другую. В общем, подошёл к колесу и начал его тщательно, буквально по миллиметру осматривать. И в луче фонарика заметил на диске своеобразную жирную чёрточку. Она выглядела так, как будто кто-то провёл по диску чёрным фломастером. Позже оказалось, что там сквозная трещина размером 400 миллиметров! Диск буквально треснул, даже его профиль изменился. Он фактически держался на ободе! Разумеется, колесо с такой трещиной далеко бы не уехало – продержалось бы километров 20 от силы. А там… При высокой скорости и стандартной нагрузке оно могло просто развалиться.
Шефер тотчас передал информацию оператору, вызвал старшего по смене. Вагон отцепили и отправили в ремонт.
Такой случай стал очередным подтверждением мастерства курганских осмотрщиков. За последние годы они не раз обнаруживали неисправности, которые практически незаметны глазу. 
В регионе подобную ситуацию объясняют просто: здесь большое внимание уделяют наставничеству и деятельности школы осмотрщиков. Тот же Евгений Шефер последовательно прошагал по всем ступеням лестницы, выводящей в мастера. На дорогу он пришёл девятнадцать лет назад, после окончания железнодорожного училища.
– За многие годы мои профессиональные навыки были доведены до автоматизма. Ночью разбуди – сразу скажу, как надо действовать в той или иной ситуации. А главное – уже не чувствую той напряжённости, которая присуща молодёжи, – говорит он.
Евгений считает, что ключевое понятие в работе осмотрщика – ответственность. Но к нему надо ещё добавить любовь к своему делу и заботу. О безопасности.
– Мы проводим в депо половину жизни. У нас тут как вторая семья. И от каждого её члена зависит, как пойдут дела, какой сложится климат. Именно здесь при помощи наставников мы приобретаем профессиональные качества, которые позволяют нам не пропустить неисправные вагоны. Наша задача – оправдать вложенный в нас труд. И побыстрее покинуть зону риска, то есть научиться быстро находить неисправности вагонов и не пропускать их далее по маршруту следования, – поясняет Евгений.
В смене, где трудится наш герой, девятнадцать человек. Вместе они составляют настоящий коллектив, который работает плечом к плечу. Евгений искренне уважает старшего по смене Алексея Леонтьева. Именно он научил Шефера сначала азам, а потом и тонкостям профессии.
– Алексей Викторович был моим первым наставником. Он и сегодня не остаётся в стороне, обязательно поможет и подскажет, если нужно. Примечательно, что в нашей смене работает и сын Алексея Викторовича, Станислав. Шефство над ним доверили мне. Такая вот трудовая цепочка. В прошлом году Станислав тоже обнаружил трещину и был награждён часами начальника дороги. Для меня это приятный факт, – с гордостью рассказывает об успехе товарища Евгений.
Шефер и его товарищи по профессии производят проверку вагонов по двенадцати позициям. Сначала следует осмотр торцевой стены вагона, автосцепного оборудования, потом осмотрщики заглядывают под вагон, убеждаясь в исправности поглощающего колебания аппарата.
– Какая из двенадцати позиций самая важная? Да все! Именно проверка их в совокупности даёт полную картину состояния вагона и в конечном итоге позволяет обнаружить неисправность. По-другому никак, – рассказывает Евгений.
Есть у Шефера и другие профессиональные наработки. Так, он знает, что весна – время особого внимания. Земля под шпальной решёткой размерзается и начинает, как он говорит, «играть». Из-за чего подвеска вагона может постепенно прийти в негодность. И даже обслуживание на ПТО не всегда помогает. Евгений поясняет:
– Вроде приведут её в порядок, отправят вагон дальше. Но в пути такая подвеска снова может обнаружить слабые места. Надо о таком всегда помнить и держать глаза открытыми. У нас как получается: обнаружил неисправность – хорошо. А не обнаружил – жди неприятностей.
Он мог бы пойти в шофёры, как его отец Рудольф Иосифович. Однако в выборе профессии верх взяла мама, Нина Викторовна, которая многие годы проработала на магистрали. Сам Евгений говорит, что железная дорога нравится ему прежде всего порядком и дисциплиной. И даёт чувство защищённости и надёжности, что особенно важно для семейного человека. Поэтому сегодня он с уверенностью говорит: 
– Другой работы и судьбы не ищу. Меня дедушка звал в Германию, на постоянное место жительства. Но я никогда не стремился уехать из России. По характеру я русский, и свою родину я не променяю ни на какие блага. Потому что здесь мне хорошо живётся. Вот сейчас из города всей семьёй перебрались поближе к природе: построили большой дом, в котором живём вместе с супругой Надеждой Васильевной и двумя детками – Данилой и Даяной, а также с мамой жены. Собираемся разработать участок. Мечтаем посадить фруктовые деревья. Я счастлив!
Действительно, что ещё нужно человеку, кроме хорошей работы и надёжной семьи...

Автор: Вячеслав Аванесов