Время – рабочее Волжская магистраль

Время – рабочее

Алексей Минникаев, машинист-инструктор локомотивно-эксплуатационного депо Юдино

...В тот октябрьский вечер 2014-го на участок от Кукмора до Арска обрушился ледяной дождь, поваливший деревья, оборвавший линии контактной сети и автоблокировки...

Обычно он не водит поезда: машинист-инструктор Алексей Минникаев руководит колонной локомотивных бригад. Проводит занятия, разбирает скоростемерные ленты с нарушениями, организует инструктаж. Он, конечно, ездит и в кабине локомотива, но как проверяющий. Однако в тот октябрьский вечер 2014-го всё было не как обычно. На участок от Кукмора до Арска обрушился ледяной дождь, поваливший деревья, оборвавший линии контактной сети и автоблокировки.

Локомотивная бригада, следовавшая с поездом № 25 из Ижевска, под вечерним ненастьем задержалась в пути. Рабочее время машиниста и его помощника закончилось до прибытия на станцию смены Канаш, а точнее, на станции Казань-2, и они уступили место в локомотиве уже отработавшему днём в депо, но оставшемуся в связи с чрезвычайной ситуацией машинисту-инструктору Минникаеву. Помощником с ним поехал в Канаш машинист-инструктор Вячеслав Дрыгин.
О том внезапном ледяном ливне долго вспоминали на совещаниях всех уровней. Однако, оценивая ту ночь сегодня, несколько месяцев спустя, Алексей Минникаев пожимает плечами: всё правильно сделали – поезда не должны останавливаться ни при каких обстоятельствах. Для этого и нужен машинист-инструктор: где-то – подсказать, где-то – научить, а где-то – и заменить бригаду. А главное из того, что вынес для себя в ту ночь, формулирует коротко и чётко:
– В результате и локомотивная бригада не допустила работу свыше положенных двенадцати часов, и пассажиры продолжили поездку.
В этом он весь – машинист-инструктор Алексей Минникаев. Спокойный и доброжелательный, в рабочие моменты он может быть очень жёстким. В его колонне 23 машиниста, зачастую старше его и с большим, чем у него, опытом работы. Но если за пределами депо они товарищи, то на рабочем месте – коллеги: руководитель и подчинённые.
Есть у Минникаева и ещё одна очень хлопотная обязанность: он составляет график работы локомотивных бригад пассажирского цеха подменного пункта Казань. Ответственная и кропотливая работа. В пассажирском цехе депо около восьми десятков локомотивных бригад. Каждой надо обеспечить положенный по нормативам отдых: отдохнувший и восстановивший силы машинист – одна из главных предпосылок безопасности движения. И в то же время при составлении графика нужно сделать так, чтобы каждый человек был обеспечен работой, чтобы не сокращалось и не увеличивалось рабочее время при определённой норме часов на каждый месяц.
Есть у Алексея Николаевича и серьёзная общественная обязанность – уполномоченного по охране труда по подменному пункту на станции Казань. Это и забота о состоянии условий труда, даже о проходе к рабочим местам: здесь наледь – и надо посыпать песком, там – убрать загородившее дорогу оборудование. Это и проверка обеспечения работников сигнальными принадлежностями, форменной одеждой... Нередко приходится улаживать споры. Для корреспондента «ВМ» Минникаев поясняет:
– При сложной экономической ситуации в России компания «РЖД» не сокращает штат работников, но происходит сокращение норм накладного времени на приёмку и на сдачу локомотива. Один успевает сделать ТО-1 в рабочее время, у другого техническое обслуживание выходит за его рамки (плохо переставлялся локомотив на тракционные пути из-под поезда). А третий, случается, не занимается этим совсем: время закончилось – уходит домой, не осмотрев экипажную часть и не приведя в надлежащее состояние своё рабочее место, не считаясь с тем, что этот локомотив будет принимать его коллега, товарищ, друг. И что ему придётся выполнять эти обязанности за него.
Надёжное плечо товарища в работе очень важно – ситуации на линии случаются всякие. 
3 июня 2011 года Алексей Минникаев привёл пассажирский поезд в Агрыз в тот момент, когда в нескольких километрах от станции, около посёлка Пугачево, на складе воинской части произошёл пожар и последующий взрыв боеприпасов. Чёткая работа железнодорожников позволила избежать неприятностей на станции. Локомотивные бригады срочно увозили прибывающие грузы и пассажирские поезда. Минникаев с помощником работали тогда без сна и отдыха более суток. Проходящие поезда делали минутные остановки для смены бригад и отправлялись дальше. Большинство пассажиров так и не узнало, что недалеко от станции произошло ЧП.
Потомственный железнодорожник, он пришёл в локомотивное депо Юдино слесарем в 2002-м. Через четыре года уже управлял электровозом.
На его рубашке в красной кайме три звезды – знаки машиниста-инструктора, которым стал в 2012 году по рекомендации начальника депо, а ныне первого заместителя начальника Горьковской дирекции тяги Андрея Метёлкина. К тому моменту Минникаев уже окончил Нижегородский филиал МИИТ. Руководство видело, что человек он ответственный. За семь лет работы ни разу не допустил задержки в движении, не бросал поезда, ни разу не заказывал вспомогательный локомотив, чтобы исправить свою небрежность в работе. На медицинские комиссии и предрейсовый медосмотр всегда приходил подготовленным.
– А вот этого от меня всегда требовала мама, – вдруг совершенно серьёзно произносит солидный специалист.
«Не подводи, сын», – говорила ему Наталья Викторовна Минникаева, в прошлом фельдшер локомотивного депо Казань. И знатный машинист кивал: маму надо слушаться и уважать.
Они все железнодорожники. Дедушка Исхак Хайрутдинович начинал кочегаром на паровозе, водил поезда в Великую Отечественную – заслужил две награды. В послевоенное время был машинистом тепловоза, потом инструктором. Бабушка Валентина Васильевна, его жена, ездила кондуктором. Отец Николай Исхакович тоже четверть века водил поезда и, имея высшее образование, дослужился до заместителя начальника депо, а затем до главного ревизора по безопасности движения Казанского отделения ГЖД.
Лёше прочили мировую хоккейную славу. Про него ещё в школе тренеры говорили: борцовский характер, удивительная выдержка. Шестнадцать лет он занимался профессиональным спортом. Выходил на лёд в командах «Альметьевский нефтяник», «Ак Барс», был защитником «Динамо-Энергия Екатеринбург», которая играла в суперлиге.
С большим хоккеем пришлось проститься из-за травмы. Тем не менее любовь к спорту осталась, и её Алексей передал детям. Самые радостные моменты – когда вместе с младшим сыном он выходит на лёд: у обоих коньки, клюшки, краги. Фигурным катанием занимается дочка.
К детям Алексей и его жена Ирина всегда относились трепетно. И не только к своим. Алексей Николаевич рассказывает, что одно из самых драматических его переживаний в кабине локомотива связано с жизнью чужого ребёнка. Однажды при выезде со станции Можга локомотивная бригада увидела у самых рельсов детскую коляску. Экстренное торможение остановило поезд в паре метров от кружевного покрывала. И тут на пути выбежала молодая мамочка. Оказалось, женщина успела перенести ребёнка на руках через пути. А оставленная на пригорке коляска скатилась к рельсам. Она была пустой.
Случались драматические моменты и со взрослыми. Подъезжали к Бирюлям. Шедший по путям человек в «желтухе» не реагировал на сигналы. И только метров за двадцать вдруг, не оглядываясь, отпрыгнул в сторону – будто его кто-то резко дёрнул. Поезд прокатил мимо счастливчика в режиме экстренного торможения.
Количество замечаний по охране труда уменьшается, это хорошо.
– Однако уменьшается, например, и количество случаев превышения скоростей, и это отлично, – говорит Алексей. – Два-три года назад их было на порядок больше. Причины уменьшения превышений – это результат влияния и человеческого, и технического факторов. Но если колонна работает слаженно, если ребята всегда выручат, когда поезд «висит» из-за заболевшего товарища, то нарушения постепенно будут сходить к нулю. Наше время – рабочее. Слишком ответственная у нас профессия и много жизней за спиной в вагонах, чтобы давать себе слабину и считать, что к чужому браку ты не имеешь отношения.
По труду и честь. За два с половиной года работы Алексея Минникаева машинистом-инструктором его колонна не раз занимала в производственном соревновании призовые места.

Автор: Лариса Андрюшина