Сильнее стихии Вперёд

Сильнее стихии

Татьяна Ярмак, дежурный по переезду Валуйской дистанции пути

Татьяна Ярмак противопоставила буре собранность и оперативность

16 апреля непогода словно облюбовала для своих проказ. Градус напряжения и беспокойства возрастал по мере усиления ветра, который натворил повсюду немало бед. 

В том, что в тревожных сводках обошлось без упоминания последствий разгулявшейся стихии на железной дороге, есть и заслуга дежурного по переезду 746 км перегона Валуйки – Рай Татьяны Ярмак. 
– Заходила буря, поднялся ветер, начался дождь и видимость ухудшилась, – вспоминает она события того дня. – После встречи очередного поезда я находилась на балконе поста, когда послышался громкий звук удара. Не выдержав шквального порыва, кровля большими кусками разлетелась по чётному и нечётному путям, создавая угрозу безопасности движения.
О том, что Татьяна Юрьевна, не поддавшись панике, далее действовала чётко и без лишней суеты, говорят строки приказа начальника дороги о награждении её знаком «За безопасность движения». 
Первым делом рука потянулась к кнопке, чтобы включить заградительные сигналы светофоров и закрыть шлагбаум. Не мешкая сообщила о происшествии дежурному по станции Валуйки, дорожному мастеру и диспетчеру пути (в этот день дежурила её невестка Наталья Шелутько). Затем тревожная информация разлетелась в НГЧ, ШЧ и другие причастные службы. Времени терять было нель-зя, поспешила на уборку посторонних предметов с железнодорожного полотна, тут и бригада путейцев во главе с дорожным мастером Владимиром Кавердяевым подоспела. Несмотря на большой радиус разлёта осколков шифера, потребовалось всего 15 минут, чтобы освободить пути и открыть их для движения.
– Обеспечивать безаварийный пропуск автотранспорта и поездов через переезд – 
моя служебная обязанность, – говорит Татьяна Ярмак, – а в случае нештатной ситуации должна принять меры к ограждению движения, убрать возникшие препятствия. Так и действовала.
– Работаю с удовольствием, – добавляет уже не по инструкции, – ещё ни разу не пожалела о том, что выбрала эту специальность.
Признаётся, что двенадцатичасовые дежурства не в тягость, хотя и держат каждую минуту в напряжении, требуют большой ответственности. Переезд довольно напряжённый, пропускает часто мелькающие поезда, нескончаемый поток фур и грузовиков, да и легковой автотранспорт не уступает им в количестве. Здесь нередко хозяйничают сильные ветры с окрестных полей, того и гляди, могут уложить опускающийся шлагбаум в другую сторону. Приходится ставить на место. Случается падение груза, бывает, глохнут машины, благо, легковушки можно быстро убрать с пути. Что же касается более серьёзных нештатных ситуаций, то тут «Бог миловал»:
– Лихачей как на легковых, так и на грузовых автомобилях, к сожалению, хватает. ДТП у нас не было, но каждое дежурство думаешь об этом, постоянно контролируешь движение. Не зря согласно правилам имеем право задержать шлагбаум до 10 секунд, чтобы дать водителям возможность проскочить, не задержаться в зоне переезда.
Вопроса выбора профессии перед Татьяной Ярмак не стояло, в Валуйскую дистанцию пути она пришла по пути проторённому: 
– Я железнодорожник в четвёртом поколении: прадедушка Иван Толокольников работал дорожным мастером на Валуйском узле, дедушка Александр Попов – машинистом, родители Александра и Юрий Шелутько – вагонниками, брат Андрей и муж Пётр – осмотрщики вагонов. Так что других вариантов не было, окончила Харьковскую государственную академию железнодорожного транспорта по специальности «Путь и путевое хозяйство».
По карьерной лестнице Татьяне Юрьевне пришлось продвигаться в обратном порядке: инженер, техник, а с 2003-го года – дежурный по переезду. К сожалению, так сложились жизненные обстоятельства. В дальнейших планах – работа по специальности, а на каком посту…
– Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, вот дети подрастут…
Возможно, со временем знания и опыт Татьяны Юрьевны пригодятся на другой, более высокой должности. Хотя с другой стороны, если в зонах повышенной опасности, к которым относят железнодорожные переезды, несут бессонную вахту инженеры, за порядок можно не беспокоиться.

Автор: Галина Мостипан