Предотвративший столкновение Звезда

Предотвративший столкновение

Александр Лях, дежурный по переезду

Чёткие и оперативные действия дежурного по переезду помогли избежать трагедии

В тот весенний вечер 15 марта текущего года, в 21 час 20 минут, дежурный по переезду Александр Лях, услышав сигнал звуковой сигнализации, предшествующий приближению поезда, выскочил из дежурного помещения на веранду и занял позицию возле пульта управления. На изменение поездной ситуации указывала и предупреждающе мигавшая красным цветом сигнализация на шлагбаумах.
Всё было как обычно – дежурный по переезду готовился в штатном режиме встретить и пропустить приближавшийся со стороны станции Батайск по чётному пути пассажирский поезд № 642 Ростов –
Адлер.
Александр Лях в одно мгновение оценил обстановку в границах переезда. Подъехавший автомобиль ВАЗ-21099, как и положено, остановился возле переезда,  хозяин «жигулей» вроде бы спокойно сидел на своём водительском месте. Как вдруг он неожиданно включил передачу и выехал на резинокордовое покрытие, надеясь проскочить через переезд на запрещающий сигнал, пока окончательно не опустился шлагбаум. При этом уже стала подниматься заградительная пластина УЗП.
Нарушитель спешил, делал ошибки при управлении, отсюда закономерным был финал. Александр увидел, что «жигулёнок» дёрнулся и остановился на чётном пути переезда.
– Слышу, уже подает звуковой сигнал пассажирский. Он как раз шёл по чётному пути, где застыла эта злосчастная легковая машина. Не мешкая, руководствуясь инструкцией, где по секундам расписаны все действия дежурного по переезду, я тотчас же включил заградительный сигнал светофора, – рассказывает дежурный.
Одновременно он успел сообщить по телефону о происшествии дежурному на пост ЭЦ в Батайск. Времени на то, чтобы воспользоваться рацией для связи с машинистом уже попросту не было. Пассажирский – вот он, рядом. Александр побежал навстречу поезду и с помощью фонаря стал подавать сигналы бригаде, заставив поезд остановиться.
– Расстояние между локомотивом и застрявшим на переезде «жигулёнком» оставалось всего 30 метров, – рассказывает Александр Лях.
Исполняющий обязанности начальника Батайской дистанции пути Владимир Крысько высоко оценил действия подчинённого в нештатной ситуации:  Александр Лях во время исполнения своих служебных обязанностей действовал грамотно и оперативно, предотвратив наезд подвижного состава на автомобиль
ВАЗ-21099, выехавший на переезд на запрещающий сигнал светофора.
После остановки поезда к делу оперативно подключился наряд Батайской ДПС, дежуривший в это время в районе переезда. Полицейские оказались свидетелями происшествия и дали свою оценку действиям водителя, который не задумывался о последствиях проезда запрещающего сигнала.
Работа дежурного по переезду полна неожиданностей, но такой профессионал, как Александр Лях (у него уже 4-й разряд – самый высокий для этой должности), всегда примет должные меры. Вот и накануне этого ЧП, 14 марта, он во время дежурства заметил, как при движении через переезд оборвался буксировочный трос у второй машины, которая остановилась на путях. В это время сработал сигнал, извещающий о приближения грузового поезда.
– Я включил заградительный сигнал светофора, сообщил по телефону о происшествии поездному диспетчеру. Пока разговаривал с ним, водители сумели снова закрепить машину тросом. Я включил кнопку аварийного открытия шлагбаума, и они отбуксировали с переезда застрявшую машину, – вспоминает Александр Лях.
В Батайской дистанции пути он трудится 5 лет. Три года отработал монтёром пути. Его первым наставником был бригадир Владимир Нога, вырастивший из подопечного, который твёрдо решил трудиться на железной дороге, настоящего путейца. Дальнейшим профессиональным ростом Александра Ляха занимался дорожный мастер Сергей Ерёменко. Видя старания Александра, желание стать настоящим асом в своём деле, дорожный мастер помог ему выполнить эту задачу.
Затем Александр Лях был рекомендован на курсы в Ростовский техникум железнодорожного транспорта, чтобы освоить специальность дежурного по переезду.
На переезде 1359-й километр Александр Лях стажировался в этой должности, и вот уже два года, согласно графику, заступает на смены в качестве дежурного. 
– Мы сразу увидели в нём серьёзного работника, готового и умеющего решительно действовать в любой ситуации. Он всегда принимает грамотные решения, – характеризует товарища по работе дежурная по переезду Екатерина Луговская.
– На рабочих собраниях мы всегда ставим в пример молодым путейцам Александра Ляха. Он всегда действует строго по инструкции и всегда по совести. Не оставляет без внимания ни один случай нарушения водителями правил на переездах. Так, к примеру, по его сигналам были сообщены работникам ДПС номера большегрузных машин, сбивших шлагбаумы во время езды на запрещающий сигнал светофора, – рассказывает заместитель начальника Батайской дистанции пути Валерий Чижик.
Сегодня Александр Лях вновь учится – направлен на курсы повышения квалификации.
Он успешно прошёл тестирование и продемонстрировал правильные практические действия по ограждению места работы, а также вынужденной остановки поезда. На «отлично» сдал экзамены по теме «Обязанности дежурного по переезду».
В этом году Александр Лях уже второй раз будет поощрён премией за преданность компании.

Автор: Николай Бастрыкин