Если мастер сказал... Волжская магистраль

Если мастер сказал...

Леонид Титов, осмотрщик-ремонтник вагонов эксплуатационного вагонного депо Лянгасово

Быть наставником для молодых – настоящее призвание Леонида Титова

Сколько лет прошло, а как будто только вчера всё это переживал: и недовольный гул сотни голосов, и неприятный осадок, и груз ответственности, сомнений – «смогу ли?»

Только-только вступивший в должность мастера смены вагонного депо Лянгасово Леонид Викторович Титов выступал перед своими новыми коллегами и подчинёнными на планёрке.
– Ну что ж, пусть вы и несогласны, но раз меня назначили – будем работать! Ничего сверхъ-естественного я требовать не стану. Есть инструкции, технологии – надо следовать им.
Раз сказал – и не отступал от заведённого порядка никогда. Леонид хорошо знал, что его ждёт трудный путь, знал смену, бывшего мастера, представлял, как его встретят люди, но всё-таки согласился. Волков бояться – в лес не ходить! Однако с таким трудным коллективом нельзя без опоры. У начальства Титов попросил перевести вместе с собой трёх самых надёжных товарищей, отличных специалистов осмотрщиков-ремонтников, а по совместительству единомышленников в рыбной ловле. Такое у Леонида любимое увлечение – и душу отводит, и в хозяйстве польза.
Под руководством мастера смены в то время работало 
120 человек. Девяностые – разгул пьянства, нарушений трудовой дисциплины, удручающие показатели.
– За месяц двадцать с лишним браков! – качает головой Леонид Викторович. – Пятилетку пришлось отдать, потрудиться, прежде чем достигли положительных результатов.
Зато потом по три года ни одного брака не пропускали, победили в сетевом соревновании, заслужили другие награды. А сколько было страшных ситуаций, грозивших серьёзными последствиями, сколько бессонных ночей, борьбы, напряжения. «Чёрная книжка» Титова, специально заведённая, чтобы отмечать нарушителей, пестрила записями «лишить». Но справедливость – слово для мастера смены не пустое. Работа тяжёлая, люди живые: если опоздал, уснул, то лишь пожурит, а нарушение технологического процесса – другое, за это спрашивал строго. И родным братьям, работавшим у него, никогда не спускал. А они понимали, не обижались.
Помнит Титов один курьёзный случай. Старший брат Владимир, добираясь до станции, где необходимо было осмотреть вагоны под погрузку, проехал её и вышел на следующей. Что делать? Связался с диспетчером. А она ему – «иди пешком». Он и пошёл. Потом по телефону звонила Леониду диспетчер, хохотала: «У тебя все такие исполнительные?» Оказывается... пошутила.
Проконтролировать работу осмотрщиков лично для Титова – золотое правило, то, к чему нужно стремиться любому руководителю.
– Был у меня сотрудник, бывший сельскохозяйственный работник, – улыбается Леонид. – До сих пор вспоминаем с ним при встрече тот случай. Идёт Николай, осматривает вагоны, а я за ним. Но меня он не видит. У нас такой техпроцесс, что нужно между вагонами зайти, посмот-реть автосцепку, наклониться, проверить всё под вагоном. А он зашёл – и только «топ-топ», чтобы следы остались на снегу. И выходит. Я его останавливаю: «Что, Николай Иванович, сельское хозяйство развалил, теперь железную дорогу пришёл разваливать?» Обещание тогда мне дал больше не подводить.
За двадцать с лишним лет работы в руководящей должности Титов ни разу не допустил схода. Хотя одна история заставила серьёзно поволноваться всех. У отправленного его сменой грузового поезда в пути следования произошёл излом колеса. Хорошо, что машинисты отделались только лёгким испугом. Схода не было – колёсную пару просто заклинило. Оперативный разбор случившегося был очень жёсткий, «освободить от должности» на собрании прозвучало неоднократно. Но после исследования колёсной пары в институте осмотрщиков и Титова оправдали. Оказалось, что произошёл мгновенный излом, трещины не было.
К своей работе Титов относится с напряжённой ответственностью и даже каким-то трепетом. Это заметно и по тому, как он рассказывает о ней, по глазам. Ещё в бытность старшим осмотрщиком пришлось ему пережить вместе со всем депо страшный случай, когда сослуживец погиб под колёсами пассажирского поезда. Вот она, техника безопасности! С тех пор по-особенному осторожен. На отношение к делу повлияла и потомственная тяга к профессии. Общий стаж динас-тии Титовых насчитывает более трёхсот лет. Дед, отец, мать, братья, сестра, племянники, жена – все так или иначе связали жизнь со стальной магистралью.
Сам отдавший железной дороге 39 лет, Леонид Викторович неоднократно награждался почётными грамотами, хранит именные часы начальника дороги, знаки «За безупречный труд», «Почётный работник ГЖД». В 2010-м Титову вручена медаль «За развитие железных дорог». А самой первой большой наградой для него стал знак «Ударник одиннадцатой пятилетки» и, как следствие, присвоенное звание ветерана труда. В характеристике Титова, который сегодня представлен к награждению знаком «Почётный железнодорожник», читаем: «Инициативный, талантливый руководитель, сочетающий в себе требовательность с чутким отношениям к людям». Большое внимание Леонид уделяет воспитанию молодых работников, передаче им своего богатого трудового опыта. Сколько ценных специалистов-новаторов, успешных руководителей делали свои первые шаги в профессию под его внимательным взглядом. Первый заместитель начальника службы вагонного хозяйства – начальник отдела эксплуатации грузовых вагонов Игорь Прозоров когда-то пришёл в смену Титова рядовым осмотрщиком. А метод по выявлению неисправностей Александра Носкова, который тоже попал к Леониду набираться опыта совсем юным, рекомендован к применению во всём хозяйстве.
– Я его знаю уже больше двадцати лет, – делится своим мнением о наставнике Александр. – В первую очередь, это отличный специалист. Хороший руководитель, пусть и строгий, но справедливый. Если сомневаешься в чём-то, то обращаешься только к нему. Это тот человек, который подскажет и всегда поможет.
Не менее известен метод ещё одного бывшего подопечного Титова, Аркадия Калименева. Сегодня двое бывших учеников Леонида – мастера смен на ПТО.
– Если посмотреть мою «чёрную книжку», то Сергей Лаврин тоже там фигурировал. А теперь сам отличный руководитель, мастер смены! На пользу пошло воспитание.
Не скрывает Леонид, что общение с молодёжью для него в радость. Научить, помочь, наставить, чтобы потом быть спокойным за ребят и будущее дороги. Ещё в 2013 году он принял решение отойти в сторону и дать возможность расти молодым. Сегодня Леонид Титов трудится старшим осмотрщиком вагонов и помогает каждому новому руководителю держать высокую планку депо в деле обеспечения безопасности движения.

Автор: Алёна Зудина