Красный без оттенков Восточно-Сибирский путь

Красный без оттенков

Сергей Красный, монтёр Северобайкальской дистанции пути ВСЖД

Ясное понимание возложенных на него задач помогло путейцу предотвратить беду

В то утро монтёр Северобайкальской дистанции пути Сергей Красный вместе со своим молодым напарником Сергеем Глуховским занимались делом совсем не героическим. Они... копали. Да, копали: а как ещё можно было исключить подмыв земполотна на 844-м километре перегона Ния – Небель?

Но именно в то утро проявились те высокие профессиональные качества, по которым железная дорога выбирает людей, которые ей нужны.

Концентрация и внимание
Так вот, сначала они нашли один выпавший болт, затем второй – разорванный пополам. Подошли поближе к стыку – а от него, можно сказать, ничего не осталось, порвало напрочь…
Заметим, что при зазоре между головками рельсов более 35 мм движение поездов закрывается. А тут зияет провал в сто миллиметров!
Мгновенно оценив оперативную обстановку как чреватую крушением поездов, опытный монтёр пути Сергей Красный пришёл к выводу: надо срочно закрывать перегон для движения.
Незамедлительно связавшись с дежурным по станции Ния, он доложил о чрезвычайной ситуации, которая могла повлечь тяжёлые последствия. А также предложил ему отозвать обратно отбывшего в направлении Небеля заместителя начальника ПЧ-23 Миралама Агаева.
Дальше уже события развивались в контролируемом русле: очередной грузовой состав остановился на 841-м км – за три километра до места разрыва стыка. Миралам Агаев, прибывший в срочном порядке на проблемный перегон, организовал работы по устранению неисправности верхнего строения пути. И вскоре движение по северному ходу было возобновлено.
Мы встретились с Сергеем Ефимовичем на его рабочем месте, на перегоне Нижнеангарск – Холодная. Звену монтёров пути, возглавляемому Андреем Красным (сыном нашего героя), выпало новое важное задание: очистить от лесного подроста полосу отвода на 1094-м км – здесь как раз проходит затяжная кривая, и видимость машинистам нужна позарез…
Сегодня мой собеседник исполняет обязанности сигналиста: следит за появляющимися из-за зелёной стены леса составами и громким голосом объявляет товарищам: «Берегись, поезд!». На время внизу, под железнодорожной насыпью, стихает визг мотопил, перестук мачете и треск падающих деревьев. Поезд проносится мимо – и наступление на тайгу продолжается.
– Раньше, когда БАМ строили, здесь всё свели подчистую – в полосе отвода, – говорит Сергей Ефимович. – А за сорок-то лет опять всё наросло, да пуще прежнего и гуще.
Действительно, толщина стволов здешних раскидистых берёз и осин впечатляет, и высота у них приличная – иные накренившиеся деревья представляют реальную угрозу и пути, и контактной сети.

Неравнодушие
Говоря о причинах нийского «инцидента», мой собеседник задумывается и машинально скручивает-раскручивает сигнальные флажки:
– Не знаю. Это, конечно, моё личное мнение. В первом околотке нашей дистанции, который отвечает за тот перегон, почему-то не держатся люди, есть некая текучесть кадров. Ну, отсюда и дело страдает. Скажем, сегодня при нехватке людей здесь что-то недоделали, завтра – в другом месте что-то упустили. Вот я почти 15 лет на путях работаю, но впервые там увидел изостыки на толстых наслоениях карточек, на шести звеньях – ни одного противоугона, подкладки сломанные – в общем, «путь наш во мраке»… В скобках заметим, что недавняя проверка хозяйства дистанции комиссией управления дороги выявила ряд вопиющих нарушений в текущем содержании пути и грубых отступлений от нормативных требований в технологическом процессе. Выходит, в дистанции не торопятся с устранением неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов?
Сергей Ефимович отмечает, что это вообще нонсенс, когда разрыв стыка происходит летом, – это, можно сказать, больше зимняя проблема. Особенно на северах, когда морозы временами зашкаливают за минус 50.
 
Самоотдача
Однажды, это было лет шесть назад, путейской бригаде, в которой он работал, выпало тяжёлое испытание. Дело было в январе, мороз стоял трескучий, 45-градусный. На перегоне Дабан – Гоуджекит охотник-пенсионер, возвращаясь с верховьев речки Нижней Биры, где расположен его охотничий участок, обнаружил разрыв стыка. Он сразу же оповестил всех, кого следовало. Поднятая по тревоге бригада монтёров пути в экстренном порядке устранила неисправность и отправилась на станцию Дабан, чтобы оттуда уехать в Северобайкальск (автодорогу на горном перевале замело снегом – движение по ней прекратилось).
Но бригада так и не попала домой – ни вечером, ни ночью. Её вновь подняли по тревоге: на 1003-м километре перегона Дабан – Дельбичинда оператор дефектоскопной тележки обнаружил остродефектный рельс (ОДР).
Только в два часа ночи при свете фар локомотива-толкача была произведена замена рельса. После этой ночной эпопеи бригада монтёров пути уехала на Кунерму, а их машина-вахтовка осталась на Дабане ждать погоды и расчистки автодороги от снежных сугробов.
Такая вот героика будней и нелёгкий путейский труд днём и ночью. «Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно: трудно свой хлеб добывал человек», – эти некрасовские строки вполне применимы к Сергею Красному и его коллегам.

Верность слову
Супруга, Галина Александровна, весьма лестного мнения о нашем герое:
– Я как влюбилась в него в 17 лет, так и остаюсь доселе в этом возвышенном состоянии. Мне с ним очень повезло: Сергей Ефимович – добрый, заботливый муж и отец, крепкий хозяин и семьянин, очень надёжный человек…
Старший звена Андрей Красный отзывается об отце очень уважительно: мол, строг, но справедлив, именно он преподал азы путейской науки не только ему, но и многим другим молодым монтёрам пути. А затем улыбается: в детстве и ремня, конечно, перепадало, но исключительно по делу…
Особенно запомнились Андрею отцовские уроки, когда он учился в третьем классе и заболел, пролежал в больнице аж четыре месяца и сильно отстал от учебной программы. Очень уж было тяжело догонять, временами он впадал в полное отчаяние – когда не мог понять какое-либо математическое действие или путался в падежах. Но каждый вечер отец, вернувшись домой после тяжёлой смены, усаживал мальца за письменный стол, и они вдвоём упорно разбирали примеры, писали упражнения – до полной ясности и понимания заданной темы.
– Ты должен превозмочь себя, свои слабости, уныние и лень – и только тогда станешь настоящим мужчиной, надеждой и опорой своих близких, – эти отцовские слова Андрей запомнил на всю жизнь и теперь повторяет их своим детям…
А главный инженер ПЧ-23 Николай Решетник отмечает:
– Монтёр пути Сергей Красный – ответственный, исполнительный работник, у него развито чувство долга, уж если он дал слово – сдержит его во что бы то ни стало.
Трое внучат, чтение на досуге детективов и военно-исторических романов, сбор грибов и ягод – в этом находит наш герой отдохновение от тяжёлой рельсошпальной практики.
И ещё так вышло, что у них с Сергеем Глуховским общие корни. Его молодого напарника родители вывезли на севера в годовалом возрасте из Херсонской области, и теперь он считает себя чистокровным – да-да! – бурятом. А родители Сергея Ефимовича выехали из Хмельницкой области и обосновались в селе Иргей Иркутской области. Сибирская земля стала родиной их шестерых детей.
Сегодня земляки-путейцы переживают за своих родных, оставшихся в «незалежной». Но об этом, как говорится, как-нибудь в другой раз.

Автор: Рэм Чарский