Кто ищет, тот найдёт ГУДОК

Кто ищет, тот найдёт

Александр Соловьёв, Осмотрщик вагонов пункта технического обслуживания вагонов эксплуатационного вагонного депо Максим Горький

На счету осмотрщика вагонов Александра Соловьёва 160 выявленных и подтверждённых трещин боковых рам тележек грузовых вагонов за последние пять лет

На счету осмотрщика вагонов Александра Соловьёва 160 выявленных и подтверждённых трещин боковых рам тележек грузовых вагонов за последние пять лет. Очередную по счёту трещину он обнаружил несколько дней назад. В чём секрет эффективной работы? Анализ прошлого опыта, выносливость и интуиция, считает мастер.
Осмотрщика вагонов пункта технического обслуживания вагонов (ПТО) эксплуатационного вагонного депо Максим Горький Александра Соловьёва называют золотым фондом Приволжской магистрали. 
«В части выявления дефектов литых деталей тележек Александру Васильевичу нет равных на дороге, – говорит первый заместитель начальника службы вагонного хозяйства Приволжской дирекции инфраструктуры Михаил Панько. – За пять лет, с 2010 года, когда начали массово ломаться литые детали тележек, он обнаружил 160 трещин боковых рам, предотвратив возможные аварии и крушения». 


Обнаружит не каждый 

Показательный случай произошёл в апреле этого года. Во время технического обслуживания поезда с нефтеналивными грузами, прибывшего на сортировочную станцию Имени Максима Горького с Северо-Кавказской дороги, Соловьёв обнаружил в порожнем вагоне трещину длиной 25 мм боковой рамы в радиусе R-55 буксового проёма. 
«Это очень серьёзная неисправность, 90% изломов боковых рам тележек происходит именно в этом месте, – говорит директор вагонного ремонтного депо Арчеда ООО «Новая вагоноремонтная компания» Владимир Князев. – Трещину на начальной стадии развития, ещё похожую на выщербину, которая спустя некоторое время станет изломом, обнаружит не каждый специалист». 

И правда, состав согласно технологии обрабатывали три группы осмотрщиков, в каждой по два человека. Боковые рамы тележек осматривали со всех сторон. А заметил трещину Соловьёв. 
«Она была снаружи боковой рамы. Определил её по ржавчине. Разметил вагон, передал оператору данные по отцепке вагона по подозрению на трещину, которая впоследствии подтвердилась», – буднично рассказывает осмотрщик. 


Желания и возможности 

В 2014 году по его информации на станции Имени Максима Горького произвели 31 отцепку вагонов с дефектными боковыми рамами, две из которых с трещинами в зоне радиуса R-55. В текущем году он выявил уже 31 боковую раму с дефектами. 

Александр Соловьёв постоянно участвует в школах передового опыта, на которые съезжаются лучшие осмотрщики, чтобы поделиться опытом с начинающими. 
«Обсуждаем не столько методы нахождения дефектов, они известны и изучены, сколько решаем, что нужно сделать, чтобы как можно больше работников выявляли неисправности. Как пристрастить молодых к важному для железной дороги процессу», – говорит Александр Соловьёв. 

По его мнению, в этом деле главное даже не знания, а желание выявить неисправность. Немаловажно и материальное вознаграждение. Компания хорошо поощряет способность обнаружить невидимые простому глазу опасности. «В 2013 году я получил премии на общую сумму 260 тыс. руб., – говорит Соловьёв. – В прошлом году 120 тыс., за четыре месяца текущего ещё 120 тыс. руб.». 

Имея за плечами незаконченное высшее педагогическое образование, воспитав двух дочерей, а теперь и внуков, Александр делает вывод: «Побудить к действию можно только личным примером. Заставить что-либо делать человека невозможно. Надо обращать внимание на тех, кто интересуется, и ещё больше их заинтересовывать». 

Метод вовлечения доказал эффективность. «Смена, в которой работает Соловьёв, выявляет в разы больше дефектов, чем остальные три, вместе взятые, что говорит о заразительности личного примера», – говорит начальник ПТО эксплуатационного вагонного депо Максим Горький Владимир Степанченко. 


Блокноты Соловьёва 

У Соловьёва есть своё объяснение собственной эффективной работы. «Во-первых, очень важна аналитика, – говорит он. – Стараюсь анализировать причины возникновения трещин. Сам веду собственную статистику. Каждый случай и замечания к нему записываю в блокнот. Таких блокнотов у меня много. Важную информацию переношу из старой записной книжки в новую. Читаю о достижениях коллег в «Гудке» и спецлитературе. И спрашиваю себя: почему не я это сделал?» 

Даже самую редко встречающуюся неисправность можно найти, обещает наставник, если заниматься этим на постоянной основе. 

Выражение «на постоянной основе» Соловьёв повторяет часто, подчёркивая важность постоянства в любой сфере деятельности. 


Держать форму 

Ещё одна немаловажная характеристика для осмотрщика – выносливость. 
«Труд осмотрщика тяжёлый, – рассказывает бывший осмотрщик и ученик Соловьёва, а сегодня мастер производственного участка эксплуатационного вагонного депо Максим Горький Пётр Давыденко. – Жара и холод, ливень, град, а ты должен быть возле поезда, находить неисправности. За 30 минут осмотреть до 70 вагонов. Идя не по асфальту, а по гравию, подлезть под каждый, чтобы обследовать боковины со всех сторон. А в смену на станцию прибывает до 36 поездов». 

В отрезок времени между прибытием очередного состава можно перевести дух. Но кто-то из осмотрщиков нашёл дефект, зовёт: подойди, посмотри. «Мне бы отдохнуть, посидеть. Однако превозмогаешь себя, идёшь, объясняешь, – говорит Соловьёв. – В конце смены болят ноги и спина, но в моральном плане чувствуешь себя отлично, в чём-то помог товарищу». 

По словам руководства депо, Соловьёв, несмотря на свой пенсионный возраст, даёт фору молодым. Никто не находит больше, чем он дефектов. Поспеть за ним при осмотре вагонов непросто. 
«Как удаётся? Правильный образ жизни. В юности увлекался спортом. И в течение всей жизни поддерживаю форму. Дома есть тренажёр, купила жена. Три раза в неделю по два часа в день бегаю на тренажёре, чтобы был высокий мышечный тонус. При хорошей физической форме продлевается молодость, и до глубокой старости остаёшься в ясном уме», – объясняет Соловьёв. 

Он поставил себе цель: не уйдёт на пенсию, пока не поймёт, что начинает отставать от молодых. Но до этого далеко. Пока наоборот – молодым ещё гнаться и гнаться до результатов опытного осмотрщика. 


Тайные способности 

Главное – не лениться, наставляет молодых коллег Соловьёв, кто ищет, тот всегда найдёт. Снабжённые теоретическими знаниями, начинающие осмотрщики проводят в активных поисках дефектов один день, второй, третий. Не находят и опускают руки. «Говорят мне: тебе везёт или что-то от нас скрываешь. Может, способности, которые даются от природы, – смеётся Соловьёв. – В детстве, когда от меня что-то прятали, я всегда находил. Заходил в комнату и ставил себя на место друга, спрятавшего игрушку, пытался понять ход его мыслей. И безошибочно шёл к тайнику». 

Один из учеников Соловьёва, пытливый, наступающий ему на пятки молодой осмотрщик-ремонтник вагонов парка приёма ПТО депо Максим Горький Роман Болдырев делится впечатлением от работы наставника: «В момент поиска дефектов он так нацелен на их выявление, что, когда идёт мимо вагонов, кажется, что трещины и другие неисправности притягиваются к нему, как магнитом. Во время работы он похож на сокола – словно нападает на вагон, со всех сторон его изучит и найдёт дефект». 

Владимир Соловьёв благодарен дороге за чувство удовлетворения от труда. «Если бы в течение 15 лет в качестве осмотрщика я нашёл бы только один вагон с изломом боковой рамы тележки и тем самым предотвратил многие беды вследствие схода одного состава, то это уже было бы хорошо. Не зря посвятил себя профессии». 

Автор: Инга Быкова