Такая работа – собой рисковать Забайкальская магистраль

Такая работа – собой рисковать

Максим Нигматулин, заместитель начальника стрелково-пожарной команды станции Карымская

Сильным духом сотрудникам ведомственной охраны помогает хорошая выучка

В ведомственной охране работают отважные люди, готовые в любую минуту вступить в схватку с огнём или расхитителями имущества дороги и перевозимых грузов. Примеры их героизма могут привести в каждом отряде.

Ночная погоня

Ночью 28 января перед входным светофором нечётного парка станции Могоча совершил неграфиковую остановку поезд №2504. В составе поезда находились цистерны с горюче-смазочными материалами, платформы с контейнерами, крытый вагон.

Начальник караула ведомственной охраны Максим Сенотрусов, получив информацию о стоянке поезда, направил парный наряд в составе стрелков Александра Руппа и Дмитрия Дудко для проверки вагонов и контейнеров и дальнейшей их охраны до отправления.

– При проверке поезда стрелки услышали подозрительные звуки – стук и скрежет, – рассказывает старший инструктор Могочинского отряда Геннадий Прокофьев. – Они доносились с середины состава. Подбежав к подозрительному месту, стрелок Рупп заметил двух человек, которые убегали вдоль железнодорожной насыпи в направлении поста электрической централизации. Осмотрев подвижной состав, наряд обнаружил четыре контейнера с сорванными запорно-пломбировачными устройствами. Напротив вскрытых контейнеров находился похищенный из них груз: пластиковые канистры с моторным маслом, коробки с фасованным стиральным порошком, ополаскивателем и жидким мылом для рук, рулоны стекловаты.

О случившемся стрелки доложили начальнику караула Сенотрусову. Он оперативно направил на место происшествия специализированную группу под руководством заместителя начальника отряда Сергея Лакеева, в которую вошли начальник СПК станции Могоча Андрей Бескаравайный, его заместитель Олег Цынгот, стрелок Павел Шептулин и водитель оперативного автомобиля “УАЗ” Виктор Попов.

Эта группа вскоре заметила в районе железнодорожного моста двигающийся автомобиль “ВАЗ-2105”. Его водитель на требования остановиться не отреагировал, а стал набирать скорость и попытался оторваться от оперативного автомобиля. В результате преследования автомобиль “ВАЗ-2105” был заблокирован и остановлен. В машине оказались два человека, как выяснилось, проживающие в Могоче. Один из них был помощник машиниста эксплуатационного локомотивного депо Могоча, а другой – безработный.

Задержанные дали признательные показания в совершении данного хищения и ряда других. Кражи перевозимых грузов с подвижного состава они совершали на протяжении длительного времени. В начале января совместно с ещё одним подельником на перегоне Таптугары – Могоча они проникли на платформу грузового поезда и похитили из контейнера коробки с соевым соусом. А через три дня на этом же перегоне вскрыли в грузовом поезде два контейнера со строительными смесями и забрали несколько мешков.

– Успешно провести это задержание работникам стрелково-пожарной команды станции Могоча позволили хорошая выучка, слаженность в действиях, умение ориентироваться на любой местности, несмотря на ночное время и сложные погодные условия зимы, – говорит старший инструктор Могочинского отряда Геннадий Прокофьев.– Особо отмечу водителя оперативного автомобиля стрелково-пожарной команды Виктора Попова. Ему за пятьдесят лет, но за “баранкой” он даст фору молодому, так как опыт у него за долгие годы работы накопился огромный. Он любит технику, машину содержит в исправном состоянии. Это человек выдержанный по характеру, с аналитическим умом, а поэтому в автопогоне победа была на его стороне.

К сожалению, сам Виктор Васильевич оказался человеком очень скромным, что-то рассказывать о случившемся не стал. Но от его жены, Елены Александровны, мы узнали, что он заядлый охотник, хороший следопыт, а поэтому догнать на “таблетке” “Жигули” в лесу, на ухабистой и заснеженной дороге, для него не стало проблемой.

На долю работников ведомственной охраны выпадают не только погони, но и засады, пожары... И если стрелки Могочинского отряда гнались за подозреваемыми в хищении на машине, то их коллеги из Белогорска ждали воров в засаде.

– Это случилось 17 апреля, когда в междупутье на перегоне Возжаевка – Белогорск были обнаружены слитки чугуна общим весом 500 килограммов, сброшенные кем-то со стоявших там вагонов, – рассказывает начальник стрелковой команды станции Белогорск Руслан Ходаковский. – Когда вор вернулся за наживой, то “тёпленьким” попался в руки поджидавших его в укрытии стрелков.

Подстанцию отстояли

22 июня на железнодорожной станции сетевого значения Карымская возникла нештатная ситуация: на тяговой подстанции произошло возгорание трансформатора.

– В 5 часов 20 минут ночи в караульное помещение стрелково-пожарной команды (СПК) станции Карымская поступил звонок из ЭЧЭ-10 о том, что на тяговой подстанции Карымская произошло короткое замыкание трансформатора, – рассказывает заместитель начальника СПК станции Карымская по пожарно-технической части Максим Нигматулин.– Буквально следом дежурным управления дороги был выдан приказ №189 о поднятии по тревоге на станции Карымская пожарного поезда и его выводе на место происшествия.

События развивались стремительно, так как к ликвидации чрезвычайной ситуации без промедления подключились сотрудники МЧС, движенцы, локомотивщики, вагонники. Всего через шесть минут после звонка маневровый локомотив зашёл под пожарный поезд, где уже в полной боевой готовности находился пожарный караул в составе машинистов насосных установок Андрея Карпова и Александра Авдеева и пожарных Александра Олейникова, Евгения Бута и Андрея Ильюшеца. В 5 часов 33 минуты пожарный поезд прибыл в район тяговой подстанции, а через пару минут караул приступил к тушению пожара. Для этого бойцы, ни секунды не мешкая, проложили рукавные линии длиной около 100 метров, прорубив мешавший этому забор из профлиста. В дело сразу же запустили мощный переносной лафетный ствол COMBITOR-3000 с максимальной производительностью три тысячи литров воды в минуту. В трансформаторе ТДТНЖ-40000/220 находилось 42 тонны масла, которое так нагрелось из-за короткого замыкания на вводе электротока напряжением 220 тыс. вольт, что кипело и выплёскивалось наружу, пуская чёрный дым. Пожарным фактически пришлось не тушить огонь, а охлаждать трансформатор, чтобы не допустить его взрыва с непредсказуемыми последствиями. В 6 часов 45 минут масло перестало кипеть. Тогда COMBITOR убрали для экономии воды и дальше охлаждали трансформатор с разных сторон простыми ручными стволами OPTRAPONS-500, измеряя температуру тепловым пистолетом. Трансформатор совсем перестал нагреваться только через пять часов поливания его водой. Пожарный поезд израсходовал для локализации возгорания 130 тонн воды из 193 тонн, с которыми прибыл на тяговую подстанцию. У прибывшего пожарного караула уже закончилась смена, но ребята оставались в строю ещё почти два с половиной часа.

– Андрей Карпов и Александр Авдеев работают у нас давно, более десяти лет, – рассказывает Максим Нигматулин. – С большим стажем и пожарные Олейников, Ильюшец и Бут. Все они опытные специалисты. Караул сработал оперативно, не было допущено травм, отказов техники.

– Шесть лет назад, сразу после службы в железнодорожных войсках в Москве, устроился на работу в ведомственную охрану, – сказал Александр Олейников. – Почему не стал, как многие, машинистом локомотива? Выбранная профессия мне больше по душе. Что касается событий на тяговой подстанции, то все причастные действовали в чрезвычайной ситуации быстро, грамотно, слаженно, каждый сделал своё дело профессионально, не думая о возможном риске для жизни. Иначе быть не могло.

Автор: Валерий Беломестнов