Педагогический реверс Октябрьская магистраль

Педагогический реверс

Пётр Моргунов, машинист электропоезда моторвагонного депо Санкт-Петербург-Финляндский

Машинист электропоезда признан лучшим преподавателем системы профобразования

Шуваловский дворец, зал торжественных заседаний. Здесь награждают лидеров образования Северной столицы: конкурс педагогических достижений ежегодно проводится комитетом образования Санкт-Петербурга.

Интригующая пауза – и на сцену приглашается преподаватель электромеханического техникума железнодорожного транспорта имени Анатолия Суханова, машинист электропоезда моторвагонного депо Санкт-Петербург-Финляндский Пётр Моргунов. Молодой железнодорожник стал победителем среди преподавателей системы проф­образования – диплом ему вручает губернатор Санкт-Петер­бурга Георгий Полтавченко. 
По словам первого лица города на Неве, этот смотр-конкурс – особенный: награды вруча-ются лучшим из лучших. Победа работника Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава тем более удивительна, что преподаванием он занимается в свободное от основной работы время – в свои выходные. 
Впрочем, если разобраться, ничего удивительного в этом достижении нет. Конечно, на жюри произвёл впечатление один из главных этапов конкурса – открытый урок. Не совсем стан-дартный, зато насыщенный и информативный. Сыграл роль и послужной список 30-летнего же-лезнодорожника: обладатель знака «Лучший работник Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава», призёр конкурса профессионального мастерства и сетевой викторины на знание правил технической эксплуатации. Но главным фактором, думается, стала его искренняя заинтересованность в обучении будущих коллег.
– Такие молодые грамотные специалисты, досконально знающие профессию и умеющие передать знания учащимся, сегодня очень нужны, – говорит заместитель директора техникума по учебно-производственной работе Надежда Стецко. – Первый выпуск Петра Михайловича уже получил положительные отзывы работодателя. Не случайно как победитель конкурса он прошёл отбор на присуждение премии правительства Санкт-Петербурга в области образования. 
Три года машинист преподаёт в техникуме спецдисциплину «Управление электропоез-дом». Трудно ли совмещать две работы? 
– Сложновато. Это и необходимость согласовывать графики, и дополнительная занятость, нагрузка, – подтверждает Сергей Филиппов, коллега Моргунова по депо и техникуму, тоже машинист и преподаватель. – Но Пётр – целеустремлённый человек. Если нужно выйти на работу в выходные, сомневаться не будет: дело на первом месте. 
Эти молодые машинисты-преподаватели – как связующее звено между техникумом и железной дорогой. Хорошо бы сделать связь между дорогой и кузницей кадров ещё более тесной: необходима помощь оборудованием, финансовая поддержка. 
– Преподавание машинистов в техникуме – это не «вторая работа», а, по большому счёту, одно из направлений основной работы по качественной подготовке кадров, – говорит заместитель начальника депо по эксплуатации Андрей Малышев, характеризуя Моргунова как ценного и перспективного работника. 
В том, что не должно быть разрыва в цепочке «предприятие – учебное заведение», уверен заместитель начальника Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава по социальным вопросам Виктор Мысиков.
– Неделю назад в составе комиссии был на защите дипломов выпускников Моргунова. Уровень их подготовки высок, – 
говорит Виктор Станиславович. – Этот молодой машинист – состоявшийся преподаватель, настоящий самородок. Есть теоретики, а он – практик, и свои знания умело передаёт студентам, что заметно по их ответам. 
Бросается в глаза: у преподавателя и студентов совсем небольшая разница в возрасте. С некоторыми – всего несколько лет: за рабочей профессией приходят и ребята с высшим образо-ванием. 
– Учёба в техникуме – отличный вариант для молодого парня, – считает Пётр. – За корот-кий срок можно приобрести профессию, начать работать по специальности, при желании про-должить обучение в профильном вузе. И стать специалистом с высшим образованием, стажем 6–8 лет и большими карьерными возможностями. 
Сам он в студенческие годы подрабатывал по ночам экспедитором, так что эти преимущества в сравнении с собственным опытом особенно очевидны. 
«Пётр Михайлович не ограничивается тем, что написано в учебниках: он разбирает мно-жество реальных ситуаций из практики», – уважительно отзываются о нём ребята. На занятиях они обсуждали не только устройство электропоезда и действия в нештатных ситуациях, но и культуру общения с пассажирами. 
– Машинисты и помощники – лицо Октябрьской дороги, и хотелось бы, чтобы мои выпускники подняли статус этой профессии, – говорит Моргунов. – Востребованность пригородных перевозок вырастет в целом, если высокой будет культура общения. 
Как это выглядит на практике? Поприветствовать хмурым утром заходящих в электричку пассажиров. Объявить, на какую сторону производится выход, пожелать хорошего дня. Спокойно пообщаться с человеком, обратившимся с жалобой, пусть и необоснованной. Вернуть старушке забытую в вагоне сумку с паспортом, пенсионным удостоверением и кошельком на удобной ей остановке – таких случаев было немало. 
– По поводу Моргунова в депо не раз поступали благодарности от пассажиров: подождал опаздывающих, нашёл и отдал забытые вещи, – приводит примеры машинист-инструктор Андрей Игнатенко. – И с коллегами очень отзывчив, всегда готов прийти на помощь. 
Частота записей в книге замечаний – тоже показательная характеристика. Как внештатный инспектор по охране труда, записи он оставляет регулярно. Опасно наклонившееся дерево, обледенелые ступеньки, зияющая в платформе трещина – всё это возможные риски. Замечания оперативно устраняются – значит, не напрасны. 
Но в первую очередь работа на железной дороге привлекает возможностью роста, здесь открываются перспективы. Это и обучение, и работа с новым оборудованием, что всегда интересно. Например, недавно машинист начал работать на рельсовом автобусе, который может обслуживать неэлектрифицированные участки. 
Пётр Моргунов – сибиряк, окончил Омский университет путей сообщения. Потомственный железнодорожник. Дедушка был передовиком, слесарем по ремонту скоростемеров, выдвигал много рационализаторских предложений. Папа был награждён к 100-летию Транссиба, сейчас работает на путевой машине. 
И всё же... Как ему удаётся столько успевать? 
– Очень многое зависит от семьи. Самое важное, когда есть поддержка дома, понимание «второй половины» – это окрыляет и даёт силы идти вперёд.

Автор: Наталья Александрова