Срочные меры Восточно-Сибирский путь

Срочные меры

Дмитрий Кабанцев, начальник района контактной сети Иркутской дистанции электроснабжения

Степень ответственности человека лучше всего проявляет трудная ситуация...

События, подобные головинскому, происходят, как правило, в неурочное время суток и напрочь ломают схемы, выстроенные героями типа пресловутого барона Мюнхгаузена: «Совершить подвиг – 7 часов утра...». Скорее, они работают на программу, заданную для своего героя Максимом Горьким: «В жизни всегда есть место подвигу. Те, кто не понимают жизни, – просто не находят их для себя...».

Но это вовсе не означает, что деятельному и понимающему человеку только и остаётся, что суетиться и подстраивать под себя жизнь и события. Они найдут тебя сами. Главное, не растеряться и проявить в это время всю свою сущность, к которой ты считаешь себя 
готовым.
В ночь с 6 на 7 июля на станции Головинская начальнику района контактной сети (ЭЧК-15) Иркутской дистанции электроснабжения (ЭЧ-5) Дмитрию Кабанцеву эту готовность проявить удалось.

До места аварии – за 28 минут
Звонок от дежурного энергодиспетчера из Иркутска застал Дмитрия дома в 3 часа 15 минут местного времени. Естественно, спящим и не помышляющим ни о каких «подвигах». Стараясь не разбудить жену, взял трубку сотового и услышал: «В 22.15 Москвы произошло аварийное отключение фидеров контактной сети. По ЭЧЭ-21 на станции Жаргон и у вас – по станции Головинской. Срочно примите меры к выяснению причин и устранению 
неисправности».
На осмысление услышанного много времени не ушло – хотя и не было у Дмитрия Кабанцева за 20-летнюю практику работы на железной дороге подобного «экстрима», но за 12 годков пребывания в должности начальника ЭЧК привычка быть в готовности ко всему стала профессиональной и острой.
Как впрочем и у жены – Ирины Александровны, работающей начальником станции Залари. Услышав звонок и поняв по разговору мужа, в чём дело, она принялась молча и без суеты готовить Дмитрия к аварийному вызову. Самое необходимое всегда стояло наготове, оставалось только собрать «сухпаёк» на дорогу 
и напомнить, чтобы берёг себя и людей – железнодорожников не надо учить пониманию меры ответственности и опасности. Как, впрочем, 
и чувству такта.
– Поэтому обошлись без эмоций. Людей из аварийной группы я уже предупредил, дежурную «летучку» вызвал и буквально через несколько минут после звонка диспетчера из Иркутска мы уже выехали из Заларей в Головинскую, – вспоминает Дмитрий Владимирович.
Доехали быстро:
– Уже в 22.43 я приступил к осмотру места события...
Из протокола совещания под председательством начальника Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры А.А. Скачкова:
«Установлено, что при маневровом передвижении с электрифицированного пути № 6 по станции Головинская на неэлектрифицированный путь № 8, выполнявшимся маневровым тепловозом № 750 (машинист Николай Русаков), поезд из электровоза ВЛ-85 № 261 (машинист Василий Яковец)и трёх вагонов повредил контактную сеть. Машинист Василий Яковец при следовании на неэлектрифицированный путь не опустил восточный токоприёмник, который сошёл с контактного провода пути № 6, поднялся во всю высоту и при дальнейшем движении вошёл в соприкосновение с нижним фиксирующим тросом гибкой поперечины контактной сети № 51-52...»
– Когда начали осматривать место, сразу бросилось в глаза, что в результате этого соприкосновения произошли не только излом токоприёмника, но и повреждение металлической опоры гибкой поперечины, – говорит Дмитрий Кабанцев. – Опора изогнулась основной восточной стойкой в сторону пути на полметра и на полтора метра от основания – с западной. Следов коррозии стоек анкерных болтов и раскосов не выявлено. То есть произошедшая авария – результат воздействия на конструкцию 
со стороны внешних сил.
Поняв, что управиться своими силами (в наличии были только он и электромонтёры Константин Гуляев, Виталий Хрулёв и Василий Тропин) не получится, начальник ЭЧК доложил обстановку руководству дистанции и запросил поддержки по линии.

Искры от токоприёмника
Дальше всё пошло по канонам жанра ликвидации ЧП. В район выдвинулись бригады ЭЧК со станций Черемхово, Забитуй, Тыреть и восстановительный поезд со станции Зима, в составе которого был и столь необходимый кран на гусеничном ходу «Сокол-80 М».
Пока силы и средства стягивались в нужную точку, Кабанцев со своей бригадой обеспечивал по максимуму то, что должен был и мог обеспечивать. Сообщил дежурному по станции Головинская, что движение поездов возможно только по третьему пути с опущенными токоприёмниками от 5012-го до 5011 км по станции. Дождался подтверждения и приступил к установке увязки токоприёмника на электровозе ВЛ-85 № 261 и оттяжки на опоре № 52 для выведения машины со злополучного пути. В момент аварии токоприёмник сильно искрил на крыше электровоза, а по окончании вообще не поддавался механическому регулированию.
– Всем ребятам работа нашлась, а когда подошла помощь, то и им работы хватило, – спокойно, без акцента на своих заслугах, комментирует Дмитрий Кабанцев.
Хотя любому, кто побывал в такой ситуации, понятно, что спокойствием там и не пахло, особенно для руководителя района контактной сети, на участке которого всё и произошло, и которому больше чем кому бы то ни было 
приходилось проявлять профессионализм.
В 01.51 по Москве было подано напряжение на 2-й, 4-й и 6-й пути станции Головинская. В 03.15 открыто движение по 6-му пути с опущенным токоприёмником.
– Вообще последствия аварии устранили к шести часам вечера 7 июля, – подытоживает Кабанцев. – Сегодня все поезда идут с установленной скоростью и мало кто обращает внимание на новую опору, которая встала на полагающееся место и понесла на себе всю положенную подвеску. А по-другому и быть не может. Какие там наши «заслуги», это – обязанность.

Достойны морального и материального поощрения
Из протокола совещания: «Случай нарушения безопасности на ст. Головинская за Иркутской дистанцией электроснабжения не учитывать. Организацию аварийного сбора бригад районов контактной сети ст. Головинская, Тыреть, Забитуй и Черемхово, сам ход аварийно-восстановительных работ признать удовлетворительными».
Благодаря слаженным и профессиональным действиям аварийных бригад, грамотному руководству работами значительных задержек поездов не произошло. В настоящее время обеспечены все условия для соблюдения безопасности движения поездов.

Автор: Владимир Палагутин