Дело для неравнодушных Звезда

Дело для неравнодушных

Надежда Коченова, дежурная по переезду Ставропольской дистанции пути

Надежда Коченова предотвратила столкновение грузового автомобиля и поезда.

Автодорожники вели ремонт шоссе на подъезде к переезду, который находится на 102-м километре перегона Передовая – Изобильная. Это очень напряжённый по объёму движения участок, потому что тут расположено единственное в Изобильном пересечение железной дороги и весь поток автотранспорта устремляется сюда.
Когда переезд закрывается для пропуска поезда, выстраивается огромная очередь из автомобилей. Поэтому дежурной нужно очень внимательно следить за происходящим.
Ремонт автодороги (поскольку движение шло по одной половине трассы, а вторая в это время была закрыта) добавил сложностей, и перед переездом образовался затор. Желание водителя проскочить побыстрее привело к тому, что «КАМАЗ» оказался на переезде в тот момент, когда уже сработала сигнализация и плиты устройства защиты переезда (УЗП) поднялись, блокируя автомобиль.
Дежурная по переезду Надежда Коченова не растерялась. Она сразу включила заградительную сигнализацию и стала по рации вызывать машиниста поезда, чтобы сообщить ему о препят¬ствии.
– Когда я увидела зажатый «КАМАЗ», мне стало не по себе, но я тут же взяла себя в руки и стала принимать необходимые меры. По счастью, машинист ото¬звался сразу, и я ему сообщила, что на переезде застрял грузовой автомобиль. Машинист ответил, что понял и начинает торможение. Грузовой шёл без остановки на станции Изобильная и имел приличную скорость, но успел остановится примерно в 100 метрах от переезда.
За проявленную бдительность Надежда Коченова была поощрена премией из лимита начальника дороги. Бригадир по переездам Ольга Сыркова считает Надежду Коченову настоящим профессионалом:
– Знаете, иногда приходится слышать такое мнение, что дежурный по переезду –
это очень простая работа и на такую должность можно кого угодно назначить. Но это не так, потому что ответ¬ственность здесь очень серьёзная. И переезд, где трудится Надежда, – непростой. Вот нынешним летом у Коченовой был ещё один случай, когда на переезде застрял автомобиль, перевозивший рабочих, а в это время шёл одиночный маневровый тепловоз с Передовой. Дежурная сразу включила заградительную сигнализацию, остановила локомотив. Затем побежала к водителю и помогла убрать машину с путей (случай был зарегистрирован в журнале дежурного по переезду).
Как одну из самых опытных дежурных, которая никогда не подводит, оценивает Надежду Коченову начальник Ставропольской дистанции пути Сергей Берлизов. Ведь Надежда из семьи потомственных железнодорожников и имеет опыт работы не только в путевом хозяйстве. Её отец и дяди работали машинистами на Урале. Она сама училась в железнодорожной школе, посещала кружок юных железнодорожников, а летом проходила там практику, выполняя обязанности проводника, кассира. В общем, приобщалась к труду в отрасли ещё с детства.
– Я окончила Свердловский железнодорожный техникум по специальности «дежурный по станции», три года отработала на станции Тюмень, затем – инст¬руктором на детской железной дороге. А потом мы с мужем приехали на станцию Изобильная. Тут я тоже начинала дежурным по станции, а после декретного отпуска перешла в дежурные по переезду, –
рассказывает Надежда.
С тех пор много воды утекло – на переезде 102-й километр она трудится уже четверть века. Её знают в лицо многие водители автомобилей. Недавно, когда ехала в такси, водитель узнал её и стал спрашивать, как дела на переезде.
За прошедшие годы ей не раз приходилось попадать в нестандартные ситуации, и она всегда проявляла бдительность и профессионализм.
Например, два года назад она заметила на одной из цистерн проходящего грузового поезда человека. Поезд шёл быстро, но Наталья увидела, что тот дер¬жится за поручни лестницы на цистерне из последних сил.
Дежурная немедленно вызвала по рации машиниста и объяснила ситуацию. Когда поезд остановился, обессиленный «пассажир» сполз на землю, при этом разбив себе лицо. Его увезли на «скорой помощи».
Дежурная по переезду во время смены ни на минуту не может расслабиться. Опасность может возникнуть в любой момент. Вот идёт мимо поезд и сбивает две планки нижнего габарита, а в составе – цистерны с наливом. Значит, может произойти не только сход, но и пожар, нужно срочно останавливать движение грузового. 
Пожары Наталье тоже доводилось тушить. Несколько лет назад в проходящем поезде путевой машинной станции загорелась платформа. Поезд пришлось срочно остановить перед самой станцией. Платформа горела так, что на находящемся рядом пути, ведущем к местному сахарному заводу, вспыхнули шпалы. В тушении огня, помимо пожарных расчётов, приняли участие и жильцы близлежащих домов.
Надежда тогда была награждена за бдительность денежной премией от начальника дороги. А в прошлом году ей была вручена грамота начальника Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Владимира Супруна.
Надежда Коченова участвовала в конкурсе «лучший по профессии» среди дежурных по переездам, который проводился в Ростовской дистанции пути, и представляла там своё предприятие. 
Бригадир по переездам Ольга Сыркова рассказала, что всего в дистанции 28 переездов, из них 9 с дежурным работником, 6 оборудованы УЗП.  Все охраняемые переезды находятся в городах. Самые грузо¬напряжённые – в Ставрополе и в Михайловской.
– Главное качество дежурного по переезду – неравнодушие, и им в полной мере обладает Надежда Коченова, – считает Ольга Сыркова.
В дистанции растёт достойная смена ветеранам. В частности, молодая дежурная по переезду Анна Троицкая. Недавно она так же чётко и оперативно действовала в сложной, нестандартной ситуации.

Автор: Александр Панченко