Телеавтоспец Октябрьская магистраль

Телеавтоспец

Пётр Капуста, начальник сектора развития и внедрения технических средств службы автоматики и телемеханики

Пётр Капуста уверен, что быть компетентным ему помогает опыт работы в дистанции

Высокая ответственность и профессиональный опыт не позволяют Петру Капусте, начальнику сектора развития и внедрения технических средств службы автоматики и телемеханики, оставаться в стороне от дел ни при каких обстоятельствах.

В 2007 году Пётр Анатольевич с семьёй возвращался в Санкт-Петербург на том самом «Невском экспрессе», под которым на перегоне Малая Вишера – Бурга произошёл взрыв. Рассказывать ни о самом происшествии, ни тем более о своей роли в нём он не любит. Пояснил только, что когда его хвостовой вагон, проехав по щебёнке несколько метров, остановился, он приказал всем пассажирам его покинуть. Выйдя на путь, позвонил главному инженеру дороги, доложил схему схода состава, организовал и возглавил операцию по спасению людей, оставшихся в лежавшем на боку вагоне-ресторане. Супруге и дочке Наде велел оставаться в полосе отвода, где они и просидели на чемодане до часу ночи, пока Пётр Анатольевич координировал действия прибывших на место трагедии путейцев, спасателей и полиции. Забрал у жены мобильник, потому что его телефон разряжался, а ему нужно было оставаться на связи. С перегона семья Капусты уехала, когда там оставались только поездная бригада и работники восстановительного поезда.
Именно так, чётко и без паники перед большим объёмом работы, Пётр Анатольевич относится к своим должностным обязанностям начальника сектора.
...Его день расписан по минутам. За час до начала рабочего дня, в 7.30, он просматривает справки по эксплуатационной работе технических средств за прошедшую ночь, анализирует слу-чаи отказов. После совещания, где руководители всех секторов службы планируют свою работу на начинающийся день, Пётр Анатольевич отправляется на линию: без него не обходится ни одно переключение на новые устройства, их пусконаладка. Если объект расположен недалеко от Питера, то во второй половине дня Пётр Анатольевич уже в службе, принимается за бумажные дела: в его ведении – рекламационная работа, разработка технических условий, рассмотрение проектов. А бывает, если уедет, например, в Мурманск, то целую неделю бегает как белка в колесе: и на линейные предприятия нужно успеть, и с руководителями регионального отдела все вопросы решить.
Уходить с работы раньше 19 часов не получается, а ещё несколько дней выходных в месяц занимает дежурство.
– За ночь диспетчер несколько раз позвонит: то отказ на линии, то ещё что-нибудь… Бывает, что для устранения неисправности приходится ехать туда самому. Пару недель назад в четыре часа утра на центральном посту диспетчерской централизации сервер «полетел». Петя сначала дал по телефону несколько указаний, потом поехал туда сам, – говорит Светлана Анатольевна, супруга Петра Анатольевича.
А за системы диспетчерской централизации и диспетчерского контроля в службе и вовсе отвечает именно Капуста, поэтому со всеми вопросами диспетчеры обращаются только к нему – в любое время суток, и не только в дни дежурства.
Супруга к частым звонкам и отъездам мужа на работу посреди ночи относится с понима-нием. Светлана с улыбкой вспоминает, как однажды в воскресенье пришли с мужем в Эрмитаж, выстояли очередь, купили билеты. У Петра Анатольевича зазвонил телефон – вызвали в службу. Что ж, насладилась искусством одна. Вечером за ужином поделились друг с другом впечатления-ми: она – о живописи и скульптуре, он – об устранении отказа. Хотя дома Пётр Анатольевич обе-регает свою супругу от разговоров о работе: принял деловой звонок, ответил, положил трубку – на том тему и закрыл. Правда, иногда спрашивает её совета: Светлана работает там же, в ЕДЦУ, инженером службы автоматики и телемеханики.
Стаж их семейной жизни – 27 лет. Познакомились во время учёбы на факультете радио-электроники Иркутского госуниверситета. Получив образование, Пётр Анатольевич год отработал на местном авиазаводе. Потом узнал о наборе специалистов в дистанцию СЦБ, где начали внедрение микропроцессорной диспетчерской централизации – впервые на Восточно-Сибирской дороге. Так попал на железную дорогу, став продолжателем семейной династии. Отец, Анатолий Петрович, прошёл путь от кочегара на паровозе до начальника дорожного сектора охраны труда, мама, Мария Петровна, всю жизнь проработала в дистанции гражданских сооружений, сестра – движенец, дядя – машинист электропоезда.
Через год работы стал старшим электромехаником, потом с семьёй переехал в Санкт-Петербург, где в то время строили здание единого центра управления перевозками, и встал у истоков внедрения диспетчерской централизации.
– На селекторных совещаниях, если обсуждались не его профильные вопросы, Пётр Ана-тольевич скучал. А вот если нужно было принять нестандартное решение, оперативно разработать стратегию – он тут же генерировал реальные идеи, – вспоминает начальник службы заказчика Октябрьской дирекции инфраструктуры Владимир Нестерович, ранее возглавлявший службу автоматики и телемеханики и проработавший с Капустой 14 лет.
В службе – семь отделов, но именно специалисты сектора Петра Капусты диктуют техническую политику в области автоматики и телемеханики. Решают, какие устройства принять в опытную эксплуатацию, следят за техническими новинками. Руководить этим сектором Петра Анатольевича назначили не случайно: его гибкий ум легко впитывает всё новое, ищет пути рационального и безболезненного внедрения новшеств в технологию работы дистанций. Рассматривая очередное предложение, он основывается на опыте, полученном во время работы электромехаником. Именно это помогает не витать в облаках, а предлагать то, что для работников линейного уровня будет реально выполнимо.
– Чтобы найти пути решения, над задачей можно и нужно подняться, при этом от «поля» отрываться нельзя. Любой начальник должен понимать работу устройств своего хозяйства. Можно сесть в высокое кресло сразу после окончания института, однако я уверен, что только руководитель «от сохи» способен на более эффективное управление, – считает Пётр Анатольевич.
Восемь лет назад он так не говорил. Он просто исполнил то, чему был научен. А наградой ему стал Орден мужества II степени – за активные действия и организацию спасения людей в том происшествии с «Невским экспрессом».
– Я горжусь своим мужем как профессионалом и счастлива, что дал Бог встретить такого прекрасного семьянина, – отзывается Светлана Анатольевна.
Автор: Светлана Канаева