Одна на целый город Волжская магистраль

Одна на целый город

Надежда Соколова, кассир 2 категории ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» Владимирского участка

Кассир Надежда Соколова знает, что во время смены только она представляет для своих земляков всю железную дорогу

Камешково – единственный город, стоящий на Горьковской железной дороге, в котором в принципе нет собственной станции. С грузами здесь работает станция Новки, которая находится в соседнем посёлке,  оттуда на окраину города проложен подъездной путь. А для пассажиров на 235-м километре линии Москва – Нижний Новгород построен остановочный пункт, а рядом – павильон с кассой.

Конечно, в этот районный центр Владимирской области регулярно наведываются сотрудники многих служб и дирекций Горьковской магистрали, ответственные за состояние пути, контактной сети, платформ. Но они выполняют поставленные задачи и уезжают.
В итоге единственный и оттого самый главный человек, постоянно представляющий здесь Российские железные дороги, – это кассир ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания».
Надежда Соколова работает на остановочном пункте Камешково кассиром 29 лет. Она и продаёт билеты на электрички, и объявляет по громкой связи об их прибытии. Именно ей приходится также заниматься и многим, что на реальном большом вокзале входит в обязанности нескольких работников. Например, отвечать на вопросы о движении поездов, вызывать врача или полицию, если на платформе что-то не то, помогать инвалидам.
В этот день, как обычно, уходя после работы, кассир Надежда Соколова пошла осматривать зал ожидания и платформы. На одной из них она обнаружила в урне мужскую куртку. Новую, хорошую, а из её кармана что-то торчало.
Кассир вынула находку, внимательно осмотрела. Толстым карман делали лежавшие там служебное удостоверение и денежные купюры.
Что делать, в таких случаях ясно. Удостоверение – главная подсказка в поиске хозяина куртки.
Надежда Витальевна села к телефону и начала искать организацию, где он работал. Там получила его сотовый и адрес. Однако дозвониться не удалось, и кассиру пришлось отправиться по указанному адресу на другой конец города.
Дома оказалась жена пассажира. Выяснилось: с ним в этот день случилось несчастье, он в больнице. С платформы его увезла скорая помощь. Куртка с документами и деньгами так и осталась там лежать, её даже ещё не успели хватиться. Вероятно, кто-то, решив, что это ненужная вещь, выбросил её в урну.
На следующий день жена пассажира отправилась на остановочный пункт Камешково и попросила книгу отзывов, чтобы письменно поблагодарить кассира за участие. Удостоверение и деньги могли пропасть. Да по сути уже пропали. Но вот нашёлся внимательный и неравнодушный человек!
– Железная дорога – это всегда ответственность за дело, – говорит Надежда Соколова. – Я поняла это ещё в детстве, ведь в нашей семье были железнодорожники.
На Московской магистрали работали её бабушка Анна Максимовна и дядя Дмитрий Максимович Чикалёвы. Обычно бабушка приходила с работы очень уставшей. И надо сказать правду – её не любила и не желала, чтобы кто-то в семье шёл по её стопам. Помните этот печальный железнодорожный типаж: женщина в ватнике и сигнальном жилете – монтёр пути?
– Бабушка мне рассказывала: вот выходит она на перегон и работает вместе с мужчиной. Он берёт шпалу за один конец, а она – за другой. И старается не отставать, не показывать, что ей тяжело. Жили мы до переезда сюда в железнодорожном городе Сасово, это в Рязанской области. Вот такая работа там была для женщин. Всё началось в войну: они пошли в дистанцию пути, когда многих мужчин взяли на фронт. Вернулись с войны не все. И женщины так и остались работать монтёрами... А нашу-то сегодняшнюю работу, вот мою, например, разве с этим сравнишь?
Поначалу Надежда и не думала связывать свою жизнь с железной дорогой. Выучилась в техникуме на товароведа. Работа нашлась в райпотребсоюзе – она доставляла вместе с водителем товары в сельские магазины. Но что-то в этом не устраивало.
И когда в 1986 году Надежда Соколова узнала, что в Камешкове есть место кассира на железной дороге, решила попробовать сменить профессию. Ведь остановочный пункт – совсем рядом с домом.
Дело у неё как-то сразу и пошло. А работать с деньгами, вес-
ти отчётную документацию, отвечать за то, чтобы всё было правильно оформлено – это как раз то, чему её учили.
Случается, что судьба наносит человеку один за другим страшные удары.
Не так давно ушли из жизни сразу несколько очень близких для Надежды Витальевны людей, среди них – дочь. Осталась она одна.
Алексей Толстой писал когда-то о том, что даже у человека, которому кажется, что он потерял всё, есть очень важное – его народ. Добавлю: а ещё остаётся его профессия. То, что его поддерживает в несчастье.
И люди не черствеют душой, начинают лучше понимать других – с их бедами, с их проблемами, начинают осознавать, что многое можно сделать, чтобы избавить их хотя бы от каких-то неприятностей.
Да, это обязанность кассиров – быть внимательными, предупредительными и корректными в общении с пассажирами. В восьмидесятых годах этому специально не учили, а сейчас молодых кассиров заставляют осваивать премудрости общения. Но есть люди, для которых внимание к окружающим – внутренняя потребность. И в нём они черпают жизненные силы.
После смены в Коврове кассир Ирина Жукова решила осмотреть лоток с подвижным блоком, через который пассажиры передают за стеклянную перегородку деньги и получают билеты. Что-то вроде бы мешало его свободно перемещать – может быть, застряли под ним монеты?
Оказалось, туда завалился пас-порт!
Судя по месту регистрации, хозяйку надо было искать в городе Камешково. Связались с Надеждой Витальевной. И к ней в кассу его вскоре уже взял по пути кто-то из разъездных кассиров.
С паспортом проще, чем с удостоверением: адрес в нём указан. Соколова опять отправилась искать владелицу. И снова получилось так, что за несколько километров. Причём два раза: сначала застать не удалось, а ведь такой ответственный документ не будешь передавать через соседей.
Хозяйка паспорта почему-то вначале испугалась появления женщины в форме, пусть и железнодорожной. А потом стала плакать. Да, в самом деле, у неё днём пропал паспорт. А она не знала, куда он мог завалиться. Всё обыскала…
Вот так же к камешковцам за последние годы несколько раз возвращались оставленные в электричках сотовые телефоны, ноутбуки.
Один раз Надежда Витальевна искала для пожилой женщины потерянные варежки. Та подошла к кассе и сказала, что забыла  их в электричке – не найдутся ли они?
Как-то всё пошло неудачно. Варежки нашли и вроде бы именно те, но по ошибке передали сначала на станцию Второво. Так что на следующий день вернуть их женщине не удалось.
А когда разъездные кассиры их всё-таки привезли в Камешково и оставили у Надежды Соколовой, она удивилась. Обе варежки были серые, невзрачные и – на одну руку. Но наверное, чем-то очень дорогие хозяйке?

Автор: Николай Морохин