Из породы Жуковых Восточно-Сибирский путь

Из породы Жуковых

Константин Жуков, машинист локомотивного эксплуатационного депо Слюдянка

Бдительность машиниста не раз отводила от железной дороги беду

Пять лет назад Константин Жуков и в мыслях не мог допустить, что и его настигнет пенсионный возраст. Но теперь, когда до этого момента остался год, начинает время от времени философствовать на предмет своего будущего. Думает, думает, и ответ вырисовывается один: как бы ни повернула жизнь, а без дела не останется. Во-первых, в эксплуатационном локомотивном депо Слюдянка он не на последнем счету. Во-вторых, руки его растут из того места, откуда надо. И в-третьих, на его рабочую закваску уже сейчас в Слюдянке есть предложения. 
 
И молодым даст фору
– Такие как Костя на дороге не валяются. В нашем депо он многим из тех, кто его младше в два раза, может дать фору и по знанию теории вождения поезда, и по практической езде, и по физиологическим данным организма, – представил мне краткую характеристику на Жукова его бывший машинист-инструктор, теперь председатель профсоюзной организации депо Слюдянка Андрей Бородин. 
– В этом плане с ним тягаться – бессмысленное занятие, – заверяет и нынешний машинист-инструктор по обучению Станислав Мастерских. – Специалист Константин Владимирович опытнейший. 35 лет за пультом электровоза. А самое главное, свой опыт постоянно подкрепляет свежими знаниями. Характер локомотива 3ЭС5К, пришедшего к нам три года назад, он изучил вдоль и поперёк, но всё равно использует каждую возможность, чтобы лишний раз «прокатиться» в режиме имитации за пультом управления тренажёра, воспроизводящего 
кабину локомотива этой серии. 

Такая наша работа  
Станислав начинал помощником машиниста у Жукова. 
– Каждый рейс с Константином,  – говорит он, – по существу это наглядный урок бдительности, мастерства и способности принимать правильное решение. В этом я убеждался неоднократно. В одной из поездок, казалось бы, ничего не сулящей неприятного и проходящей в штатном режиме, Константин Владимирович вдруг сделал сосредоточенным лицо и, неожиданно связавшись с дежурным по станции Татаурово, запросил остановки. В чём дело я понял только тогда, когда поезд  замер и из-под его днища повалили густые клубы дыма. Оказывается, горел моторно-осевой подшипник первой колёсной пары. Если бы мы проследовали с этой неисправностью мимо станции, то, как следствие, заклинило бы колёсную пару и поезд встал на перегоне... 
В 2015 году Константин Жуков снова отличился. Следуя с грузовым поездом по перегону Мысовая – Боярский, он обнаружил излом пояса бака цистерны во встречном наливном составе.  Пояс бака находился вне габарита и создал реальную угрозу безопасности движения на этом участке дороги.  
Проанализировав возникшую ситуацию, ревизор по безопасности дорожного движения Дирекции тяги Сергей Шиверин отметил бдительность машиниста и его правильные действия. Сорвавшаяся с места деталь, по его заключению, могла нанести существенный ущерб встречным составам вплоть до их схода, порушить контактную сеть и её опоры, а при падении на полотно дороги – вызвать нарушение габарита пути. 
– Это, конечно, хорошо, что неисправность была выявлена своевременно, – говорит Константин, – но, на мой взгляд, в моих действиях ничего героического нет. Такая наша работа – реагировать, как надо по регламенту, на любые самые коварные обстоятельства. 

По наставлению учителей
– Машинист должен быть всегда готов к непредвиденному, – речитативом несколько раз повторяет  Константин. – Так меня учили. И всё,
что давалось мне, пригодилось. 
По этому поводу он не жалеет хороших слов для своих наставников Анатолия Калабухова и Валерия Булатова, которые советовали в случаях возникновения неисправностей не терять самообладания. 
– Их рекомендации помогали здорово. Помню, отправился в первую свою поездку в качестве машиниста. Еду, и тут, после проезда нейтральной вставки, неожиданно в аккумуляторных батареях пропадает зарядка, – морщит лоб мой собеседник. – Тогда, следуя наставлениям своих учителей, из этого положения вышел легко, даже не вспотев. Сделал маленькую паузу, сконцентрировался. И, начав с самого элементарного – проверки предохранителей, выявил выведенную из строя стоамперную вставку. 
А дальше было дело техники. Пара минут, и неисправности как не бывало...  
Ещё сложнее была ситуация, в которой он оказался, когда его перевели на электровоз с вагоном-лавкой с товарами первой необходимости для проживающих на полустанках и станциях магистрали. По ходу движения перестало поступать питание на линейные контакторы. Тяговые двигатели обесточились. Чтобы обойтись без остановки своего маленького состава и не вызвать тем самым затор на этом участке Транссиба, принял смелое решение доехать до нужного полустанка, используя кинетическую энергию поезда. Вот таким образом и выкатился на полустанок, где самостоятельно, без привлечения ремонтников, устранил неисправность. 
С техникой  Константин на ты давно. После школы работал автомехаником третьего разряда на автобазе. Одно время опыт ремонта двигателей повышал в Калугаремпутьмаше. И, по отзывам, теперь лучшего мастера по ремонту двигателей хоть отечественных, хоть иномарок в Слюдянке нет. 
Именно по этой причине ему было доверено производить ремонт первого в Слюдянке белазовского двигателя. По этой же причине к нему обратился владелец также первой в Прибайкалье «Карины» с просьбой починить мотор. И эту задачу Константин выполнил на отлично. Правда, детали для ремонта использовал 
от «Волги», «Жигулей» и «Москвича».
Ремонт автомобильной техники и мотоциклов – всего лишь хобби для Константина. А было время – занимался автомотоспортом, защищал честь депо на соревнованиях в ледовой и горных гонках, гонках на выживание, автокроссе, региональных ралли. Бывал и в призёрах. На общественных началах тренировал команду по мотоспорту районного ДОСААФа.
Константин – человек не очень практичный в делах бизнеса. Чаще всего, ремонтируя кому-нибудь машину, остаётся в убытке. Бывает, с первого взгляда знает, что понесёт затраты, но слово сдержит. А бывает, задаром окажет 
недешёвую услугу.
Однажды всю ночь ремонтировал «Жигули» путешествующей до Владивостока семье. Без вознаграждения. В другой раз в конце апреля, отправившись на берег Байкала со своими сыновьями, увидел «ленд крузер», прорвавший задней осью подтаявший порядком лёд. Несмотря на опасность кинулся помогать водителю внедорожника на своей машине. Подъехал и, с помощью троса дёрнув несколько раз попавший в беду джип, в котором оказалась женщина, вызволил его из капкана.   
– После той операции на льду моё авто стало на десять сантиметров длиннее, – шутит машинист. – Конечно, поволновался. Правда, это тоже пустяк. И не идёт в сравнение с тем, 
что пережил в одной из своих поездок...
Несколько лет назад Константин вёл поезд по перегону Кутулик – Слюдянка. Впереди по большой кривой шёл встречный. С его электровоза поступило сообщение. Что оно означает, Жуков не понял из-за плохой связи. Но одно слово, похожее на «дети», его буквально выдернуло из кресла. Не раздумывая, начал сбивать скорость. А когда вышел из кривой, то моментально применил экстренное торможение. На путях находилась беспечная группа девчонок и мальчишек, не подозревающая о приближающемся составе. Вцепившись в кран машиниста и подавая звуковые сигналы, Константин 
взмолился: «Господи! Господи! Господи!»
 И невероятное случилось. Не доехав пяти метров до детей, поезд встал как вкопанный.
После той поездки помощник машиниста сразу же подал заявление об увольнении. У Константина появились новые седины. Но в душе свило гнездо что-то такое, что сделало его ещё добрее. 

Автор: Александр Иванов