Рубаха для нужного времени Восточно-Сибирский путь

Рубаха для нужного времени

Мирон Рубаха, механик-наладчик железнодорожно-строительных машин ПМС-67

На любимую работу будущего почётного железнодорожника привела любимая женщина

Мирон Николаевич Рубаха человек в тайшетской ПМС-67 уважаемый. Ещё бы, четверть века он отлаживает разнообразные железнодорожные машины и механизмы. Его мастерство и усердие оценили в Москве, отметив в этом году высшей наградой ОАО «РЖД» – знаком «Почётный железнодорожник». Словом, 
величина на дороге постоянная.

А когда-то, давным-давно, когда ещё считалось престижным иметь хоть какое-то транспортное средство, старший брат Владимир подарил ему мотоцикл М1М. По меркам середины 60-х годов прошлого века эта модель минского производства с маятниковой подвеской, пружинными амортизаторами, короткорычажной вилкой, двигателем в пять лошадиных сил и максимальной скоростью в 75 км/ч смотрелась на улочках посёлка Бирюсинск довольно круто.
Тогда, в свои десять лет, Мирон успел оценить всю прелесть передвижения на мотоцикле, почувствовать свободу езды с ветерком. Он понял, что езда на автомобиле не идёт ни в какое сравнение с ездой на мотоцикле, где ты открыт и даже во многом беззащитен.
– Всё зависит от умения и навыка водить этот сноровистый и быстрый механизм, – улыбается Мирон Николаевич, – и от желания ухаживать за своим железным другом.
Так у Мирона произошло приобщение к технике.
И ещё. С раннего детства он не чурался физического труда. В летние каникулы вместе с другими бирюсинскими мальчишками помогал путейцам убирать траву на станционных междупутьях, вырубать кустарники и мелколесье на полосах отвода перегонов. Чуть повзрослев, пошёл работать стропальщиком на рельсосборочной базе.
Есть, а точнее было в Бирюсинске своё градообразующее предприятие – гидролизный завод. Построили его в 50-е годы во время бурного развития в Приангарье лесопромышленного комплекса. Предприятие работало рентабельно, утилизировало отходы лесопиления и производило на этой основе этиловый спирт, а также сопутствующие продукты – фурфурол, углекислоту, кормовые дрожжи.
– В доперестроечные времена работа на гидролизном заводе ценилась, – вспоминает мой собеседник, – численность персонала в лучшие годы доходила до полутора тысяч человек...
Нашлось место и для Мирона Рубахи. После окончания курсов водителей семь лет трудился шофёром на заводе.
– Моя мама учила слушаться женщин, – полушутя-полусерьёзно говорит Мирон Николаевич, – а родную жену тем более...
Совет этот он вспомнил, когда на предприятии началась процедура акционирования. Этой новостью он поделился со своей Мариной Алексеевной.
– Ой, Мирон, чует моё сердце, не к добру всё это, – задумчиво заметила благоверная. – А чем, собственно, для тебя не работа у нас, в ПМС-67?
Так в 1990 году с лёгкой руки супруги он пришёл машинистом-оператором в котельную производственной базы на станции Тагул.
Работа с первого дня понравилась. Котельная оборудована, что называется, по последнему слову: никаких лопат и угольной пыли, кругом современные приборы и механизмы. Вот где была возможность развернуться для технически продвинутого человека. К тому же режим: отработал сутки – трое отдыхай. Есть душевые кабины, столовая.
А что же гидролизный завод? Видит бог, интуиция Марину Алексеевну не подвела. Долги предприятия постоянно росли и на момент его остановки достигли 450 млн руб. Была отозвана лицензия на выпуск спиртосодержащей продукции. Затем запустили процедуру банкротства. И в 2005 году Бирюсинский гидролизный прекратил своё существование. Но к тому времени Мирон Рубаха уже нашёл себя, а точнее «его нашли» в новом профессиональном качестве.
– Не знаю, чем я так приглянулся знатному механику-наладчику ПМС-67 Николаю Петровичу Олиферову, но именно он пригласил меня в свои напарники, – рассказывает Мирон Николаевич.
По словам заместителя начальника ПМС-67 по кадрам и социальным вопросам Александра Данильченко, кто прошёл школу Олиферова, тот несомненно стал профессионалом.
– Думаю, что Мирон Николаевич целиком и полностью оправдал надежды своего наставника, – считает кадровик. – Сейчас Николай Петрович на заслуженном отдыхе и ему приятно сознавать, что он подготовил себе достойную смену.
Жизнь не стоит на месте. И вот уже Мирон Рубаха сам стал наставником.
Наладчиков в тайшетской путевой машинной станции всего двое. Степень ответственности колоссальная. И потому случайных людей здесь по определению быть не может.
Судьба слесаря-наладчика Сергея Кочегарова в чём-то схожа с его коллегой. До прихода в ПМС-67 он также трудился на Бирюсинском гидролизном заводе.
– С давних времён знаю Сергея Михайловича как опытнейшего станочника, – отзывается Мирон Николаевич. – Если надо, он способен изготовить практически любую деталь из металла.
Доморощенный практик – таков сам Мирон Рубаха. Как говорится, «университетов не кончал». Да разве в каких-то там дипломных корочках дело? Имея десять классов, Мирон Николаевич на своём уровне дока: прекрасно разбирается в электротехнике, радиотехнике, электронике, механике, пневматике 
и гидравлике.
У него в буквальном смысле ненормированный рабочий день. В интересах дела подчас приходится задерживаться по вечерам. Вот и в субботу 11 июля нынешнего года отправился в Тайшет пройтись по тамошним магазинам, благо посёлочек Тагул, где живёт Мирон Рубаха, находится совсем недалеко от районного центра. И где-то ближе к полудню по сотовому телефону позвонил ему начальник производственной базы ПМС-67 Виктор Белокопытов:
– Николаевич, у нас беда!
– Что такое?
– Да вот, понимаешь, за габарит вышла опора козлового крана. Есть серьёзная угроза полной остановки цеха сборки железобетонных 
звеньев...
Уже через час Рубаха домчался на перекладных в Тагул. А ещё через час злополучный «козлик», как ласково называют пээмэсовцы свой многотонный подъёмный механизм, заработал. И всё потому, что Мирон Николаевич был 
на месте в нужный час.
– Вам когда-нибудь доводилось отведать с пылу с жару хариуса? – при встрече между делом переводит тему беседы жена Мирона Николаевича Марина Алексеевна. – Нет, не того, что вы, иркутяне, как правило пробуете на суетном рыбном рынке в Листвянке.
Получив отрицательный ответ, собеседница с увлечением стала рассказывать о рыбацких пристрастиях супруга. В западном Присаянье, к счастью, есть ещё заповедные таёжные 
речушки.
Как водится в таких случаях, Мирон Николаевич с друзьями идут на моторке вверх по реке Тагул, иногда на расстояние до ста километров. Красивая река, первозданная природа, обворожительные береговые скалы и, конечно же, рыба – хариус, ленок. Иногда даже попадаются породистые многокилограммовые таймени.
Совсем скоро, в конце октября, Мирону Николаевичу подойдёт круглая дата – 60 лет. Внучка Лиза на днях спросила его: «Деда, а когда ты возьмёшь меня с собой ловить этого самого хариуса? Мне бабушка сказала, что это не обычная, а королевская рыбка».
– Вот выйду, Лизонька, на заслуженный отдых, да и ты к тому времени подрастёшь – даю слово, поедем.
С годами Мирон Николаевич пришёл к умозаключению, что вовсе не сам мужчина, а женщина и любовь к ней могут сделать из мужчины счастливого человека. Дело тут за малым: нужно только найти такую замечательную жену. 
И он нашёл.

Автор: Борис Ступин