«Горбам» на пути не место Железнодорожник Поволжья

«Горбам» на пути не место

Людмила Жиганова, заместитель начальника путеобследовательской станции Центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры

Она мечтала стать математиком, всю жизнь отдала железной дороге, но не разучилась видеть прекрасное


Опытный железнодорожник – какой он? Для каждой из многочисленных специалистей стальной магистрали есть свои критерии. Но если взять, к примеру, работника вагона-путеизмерителя, то его способность определять по обрамляющей стальное полотно растительности, какой именно километр проезжает состав в эту минуту, – безусловно, высший пилотаж! Эта оценка полностью соответствует профессиональным качествам Людмилы Жигановой – заместителя начальника путеобследовательской станции Центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры.

– Это не преувеличение, в полосе отвода мне каждое деревце знакомо, каждый кустик, – признаётся моя собеседница. – Годами наблюдаю, как они растут. Тридцать три года в профессии – это не шутка!

А началась её железнодорожная карьера сразу же после школы. Девчонка, родившаяся и выросшая в Саратове, мечтала поступить на механико-математический факультет СГУ, но её мама, сотрудница дорожного центра научно-технической информации Приволжской магистрали, предложила дочке до начала учёбы поработать в вагоне-путеизмерителе техником-расшифровщиком.

– Там мне очень понравилось, я попала в замечательный коллектив, – вспоминает Людмила Михайловна. – География наших перемещений была обширна: мы ездили по разным городам, знакомились с местными достопримечательностями, посещали интересные места. Благодаря своей работе мне довелось узнать и увидеть много живописных уголков Родины и любопытных природных явлений: солёное озеро Баскунчак, лотосы в дельте Волги в Астраханском регионе и многое, многое другое. Эти путешествия сыграли решающую роль, и я решила: не пойду на мехмат, останусь здесь! А в 1984 году поступила во Всесоюзный заочный институт инженеров транспорта, который успешно окончила.

Организация, в которой наша героиня работает сегодня, была создана пятнадцать лет назад. А до тех пор каждый вагон-путеизмеритель был приписан к конкретной дистанции пути. 

– Наш центр проводит мониторинг и диагностику технического состояния пути. Выявляем «узкие» места, где возможно возникновение опасной ситуации на дороге, контролируем качество устранения ранее обнаруженных неисправностей, – рассказывает Людмила Жиганова. –Что же касается конкретно моих обязанностей, то в них входит измерение и регистрация технических параметров состояния пути и, если в этом есть необходимость, ограничение скорости движения на определённом участке. Таким образом я, проезжая по определённому участку пути, регистрирую, отмечаю, оцениваю и, если надо, выдаю предупреждение.

По словам собеседницы, когда она только начинала работать, всё было иначе: огрехи стального пути определяли визуально с помощью палеток, шаблонов.

– Теперь все рабочие процессы в вагоне-путеизмерителе полностью автоматизированы, то есть расшифровку и оценку состояния пути «умная» техника выполняет практически без участия человека, – рассказывает Людмила Михайловна. – Кроме этого, заложен комплекс программ для подготовки путеизмерителя к правильным замерам – тарировка и калибровка вагона.

Регистрация геометрических параметров пути напоминает кардиограмму: «линейные» участки то и дело сменяются зигзагоообразными колебаниями. Состояние полотна оценивается по четырём направлениям. Во-первых, уровень: один рельс не должен быть выше другого. Во-вторых, шаблон: бывает, колея или сужается, или, напротив, уширяется. Далее, рихтовка – это направление в плане, когда, например, путь идёт не ровно, «виляет»; и наконец, просадка – своего рода местные «горбы» и «впадины». 

А после расшифровки к делу приступает заместитель начальника путеобследовательской станции: от Жигановой требуется дать заключение по каждому пройденному километру. Их качественная и балловая оценки, основанные на показаниях путеизмерительного вагона, устанавливаются в зависимости от степени и количества обнаруженных отступлений от нормы. Разброс – от «отлично» до «неудовлетворительно». 

– Подобная работа требует недюжинных аналитических способностей и специфического склада ума, – считает начальник путеобследовательской станции Олег Архипов. – Здесь нужно мыслить как в шахматах – на несколько шагов вперёд. Потому что любое действие в нашем деле в дальнейшем влечёт за собой цепную реакцию. Когда к нам приходит новый работник, он порой не понимает этого, думает: решил какой-то вопрос, справился с заданием – и всё, на этом конец. Но нет: задача текущего этапа всегда вплетена в тугой клубок других, тесно с нею сопряжённых, и каждую решать надо так, чтобы устранение одной проблемы не помешало ликвидировать остальные.

А вот взгляд с другой стороны: в разговор вступает подчинённый Жигановой – наладчик контрольно-измерительной аппаратуры Андрей Нестеров. 
– Наша работа носит вахтовый характер: пятнадцать дней в пути, пятнадцать дома, – рассказывает Андрей Александрович. – Стало быть, на те две недели, что мы в дороге, нашим домом становится вагон-путеизмеритель. Здесь работаем, здесь и отдыхаем – постоянно друг у друга на виду. Выдержать такой производственный «марафон» сможет далеко не каждый, тем более – при том объёме работы, который приходится выполнять Людмиле Михайловне. Но она ещё умудряется чисто по-женски сгладить возникающие порой психологические сложности, сделать будни небольшого коллектива более комфортными – во всех смыслах этого слова.

А недолгие часы досуга наша героиня старается посвятить любимому занятию – фотоделу. Правда, сетует она, сегодня этот процесс приобрёл мгновенный характер, утратил некий магический покров тайны, под которым на листах фотобумаги в специальных ванночках с реактивами в свете красного фонаря постепенно проступали очертания людей и предметов, ранее запечатлённых на плёнке...  

– Ушли в прошлое мудрёные аппараты, приспособления и химикаты: увеличители, глянцеватели, лапмы-вспышки и проявители с закрепителями, – грустно улыбается собеседница. – Да и сама фотоплёнка стала раритетом, пользуются ею только неисправимые поклонники винтажного стиля да мастера старой школы, не «сдружившиеся» с цифровыми фотокамерами. Но этих «динозавров» уже почти не осталось...

Автор: Егор Четвериков