Под высокой дугой Октябрьская магистраль

Под высокой дугой

Игорь Маняхин, старший электромеханик Московской дистанции электроснабжения

Когда отключилось энергоснабжение половины Московского узла, срочно вызвали Игоря Маняхина...

Сколько аварийных ситуаций устранил Игорь Алексеевич за 22 года работы на железнодорожном транспорте, в том числе за 16 лет – в хозяйстве электроснабжения, никто не считал. От непредвиденных случайностей и чрезвычайных происшествий здесь, увы, никто не застрахован. Но тот июньский случай он не забыл.

Да будет свет!
– Два месяца назад дело было, – вспоминает электромеханик района электроснабжения Московской дистанции Игорь Маняхин. – Аварийно вышел из строя один из двух фидеров (кабель 10 кВ – авт.), питающих Московский железнодорожный узел. Половина узла осталась без энергоснабжения, включая административное здание региона, вагонное и локомотивное депо. И надо было быстро обнаружить причину аварии и восстановить энергоснабжение, что и было сделано...
Только посвящённый знает, какой объём оперативной, профессиональной работы стоит за этими скупыми словами. Срочно вызванный из дома Игорь Алексеевич стал действовать в строгом соответствии с регламентом. Оценив ситуацию, оперативно, по приказу энергодиспетчера, произвёл секционирование – собрал временную схему питания железнодорожного узла. Сделал переключение – потребители запитаны! 
Выполнив первую задачу, приступил ко второй – организации поиска и устранения причин аварии. Маняхин вызвал высоковольтную лабораторию испытания кабеля со специально обученным персоналом. И начал выписывать всем наряды на производство работ. Не формально, а подробно и скрупулёзно расписывая: кому что поручено, что отключается, где устанавливается заземление… Затем также серьёзно, под расписку, провёл инструктаж, на месте работ – повторный. 
...Все вместе они идут по линии в поисках места повреждения кабеля. Вот оно – на территории 682-й подстанции Московской объединённой энергетической компании. Маняхин, как всегда в своей практике, действует быстро и чётко. Организует раскопки, с оформлением аварийного ор-дера, монтаж муфт и ремонт кабеля. На все восстановительные работы уходят четыре дня. Но потребитель, получая аварийное электропитание, об этом не знает: свет горит – и слава богу. 
Смотрю на этого крепкого, уверенного в себе человека и думаю, что для такой работы – на высоте, на путях, под постоянным напряжением – мало профессиональных навыков, нужно определённое мужество. И Игорь Алексеевич, будто читая мои мысли, подтверждает: «Иной новичок приходит в дистанцию – вроде парень как парень, а поднимется на высоту – трясётся от страха. И делаешь вывод: не годен».

Путь в профессию
В отрасли работали и дед Маняхина, и его отец. Дед трудился в ПМС, придя туда после войны. А Алексей Григорьевич, железнодорожный стаж которого 53 года, начал работать с 14 лет, заочно учился и до пенсии водил поезда в ТЧ-1.
Окончив среднюю школу, Игорь поступил в МИСИ, но после второго курса забрали в армию. От-служив, поработал, обучаясь по ходу дела, слесарем по ремонту электроподвижного состава в локомотивном депо Москва. Потом перешёл в Московскую дистанцию электроснабжения и по-ступил на заочное отделение в Российский государственный открытый технический университет путей сообщения. Учёба далась легко: помогали постоянная практика и интерес к специальности «Электроснабжение железных дорог». Высшее профессиональное образование, техническая грамотность, инициативность – то, что нужно организатору производства. И Маняхину доверяли командирские должности: работал начальником отдела электроснабжения Московского отделения ОЖД, возглавлял сетевой район. Но затем понял: «Это не моё – с бумагами сидеть. Я – практик, мне проще с техникой!» 
Сейчас старший электромеханик Игорь Маняхин отвечает за электроснабжение железнодорож-ных потребителей на участке Москва – Крюково. В зоне его ответственности: Ленинградский во-кзал, два депо, администрация Московского территориального управления, устройства СЦБ, пу-тейские будки и другие объекты. Все задания, графики планово-предупредительного ремонта и план надёжности выполняет на 100% и с высоким качеством. А это залог безопасности движения поездов и людей, работающих на его участке. 
Руководство дистанции ценит его за умение работать в команде, организовать трудовой процесс. Игорь Алексеевич за инициативность и большой личный вклад в стабильную работу коллектива имеет много поощрений, а в этом году ему присвоено звание электромеханика 1 класса.

В поиске нового
Действительно, инициативы ему не занимать. Игорь Маняхин освоил все компьютерные про-граммы по своему профилю, а также ЕК АСУ-И. Сам начертил схемы в электронном виде всех трансформаторных подстанций на участке (более ста), а также схемы энергоснабжения всех по-требителей. Он активный рационализатор, автор предложений, дающих экономический эффект.
В настоящее время Маняхин участвует в реализации титула «Строительство 4-го главного пути на участке Москва – Крюково», предоставляя проектным институтам данные по электрооборудова-нию, обеспечивая электробезопасность работ 13 строительно-монтажных организаций. Осуществляет технический надзор за производством работ, приёмку техдокументации от подрядчиков и монтируемого оборудования, а также ввод его в эксплуатацию. 
Интересуясь всем, что происходит в компании «РЖД», Игорь Алексеевич прошёл курс обучения по бережливому производству и сразу же применил новые знания на практике. В соответствии со стандартом 5S оборудовали склады запчастей, а также мастерскую, где хранится инструмент, привели в порядок раздевалки в Москве и Ховрино.

До всего есть дело
Игорь Маняхин из тех людей, которым до всего есть дело. Волнует его, что зарплаты железнодорожных энергетиков отстают от столичного уровня. Радует, что по сравнению с 80–90-ми годами решён вопрос со спецодеждой. Теперь в распоряжении энергетиков, работающих в особых условиях, специальные зимние и летние костюмы «Номэкс» – средства индивидуальной защиты от поражения электродугой. 
Игорю Маняхину присуща большая ответственность за персонал, за безопасность вверенных ему людей, это стоит больших нервов. Но на то он и опытный наставник, воспитавший пятерых электромонтёров, чтобы «спокойно» смотреть, как его ученик работает на высоте и в электроустановках до и выше 1000 В.

Автор: Елена Ануфриева