Выходя на дорогу Восточно-Сибирский путь

Выходя на дорогу

Михаил Перевалов, оператор дефектоскопной тележки Улан-Удэнской дистанции пути

Михаил Перевалов получил награду из рук первого вице-президента ОАО "РЖД"

Нет в России железнодорожника, который бы не знал Вадима Морозова. А рукопожатие первого вице-президента компании при получении награды – достаточная причина, чтобы оглянуться и оценить свой жизненный путь.

Встречу с Михаилом Переваловым мы планировали около месяца. Особенность его профессии такова, что в каждый из дней Иваныч, как его называют коллеги, может оказаться на любом участке железной дороги от Улан-Удэ до станции Тимлюй. При таком плотном графике найти время для встречи с журналистом достаточно сложно. Да и природная скромность давала о себе знать.
– А может, и не нужно про меня писать? Я ведь человек совсем простой, – говорил он мне по телефону.

Костюм по случаю
Михаил Перевалов – оператор дефектоскопной тележки, за «штурвалом» которой он работает уже 21 год. Ещё примерно столько же лет он трудился на железной дороге до этого. В августе 2015 года Иваныч получил памятный знак за 40 лет безупречной работы на железнодорожном транспорте. Вручал ему награду лично 
первый вице-президент РЖД Вадим Морозов.
– Очень приятно, что меня тогда отметили. Правда, к таким официальным мероприятиям я совсем не привык.
Костюма для торжественных случаев у него сроду не было, а тут пришлось специально покупать. Ещё хорошо, что сорочка белая с галстуком дома нашлись.
– А то другой железнодорожник приехал на церемонию в клетчатой рубахе. Пришлось ему бежать в магазин за «официальной» одеждой, – с улыбкой рассказывает Михаил.
В ноябре Михаилу Перевалову исполнится 62 года. При личном общении поверить в это можно, если только наперёд знаешь о его возрасте. Крепок Иваныч и подтянут.
– Сказываются долгие годы занятия спортом, – признаётся мой собеседник.
С физкультурой у него вообще многое в жизни связано. Достаточно сказать, что в молодости он вместе с двумя товарищами успел поступить в иркутский спортивный техникум. И всё бы ничего, но друзья вдруг решили вернуться на родину. Оставаться одному в незнакомом городе Михаилу не захотелось, и он тоже собрал чемоданы. Впрочем, со спортом он не расстался, 
а лишь перешёл в разряд любителей.

По примеру отца
Но обо всём по порядку. Родился Михаил Иванович в Брянске. Только не в знаменитом городе на западе нашей страны, а в небольшом селе, что в Кабанском районе Бурятии, которое по какой-то причине носит ровно такое же 
название.
Семью, в которой Михаил появился на свет, маленькой не назовёшь. Помимо родителей в большом деревянном доме жили четверо детей – три парня и девочка. Именно с младшей сестрой связано одно из самых запоминающихся событий в жизни Михаила Перевалова, которое едва не обернулось трагедией.
–  Однажды мы вместе с ней пошли купаться. Шли по скользким брёвнам вдоль небольшой проточной речки, которая впадала в широкую Селенгу. И вдруг сестра упала, а она ведь совсем маленькая – брыкается, но плыть-то не может. Я кинулся за ней. Вода холодная. Еле-еле успел схватить её и вытащить. Потом, когда пришли домой, нам так влетело от мамы, что пришлось прятаться под кроватью, – рассказывает 
Иваныч.
О родителях Михаил вспоминает с особой теплотой. Отец-фронтовик, который до пенсии проработал на железной дороге, был настоящим авторитетом для всех членов семьи. Уважение к труду детям было привито с самого детства. Надо ли говорить, что каждый из троих братьев в итоге решил стать железнодорожником – 
по примеру отца.
Иваныч вспоминает, что пришёл на дорогу сразу после армии. Служил, к слову, он тоже, как и отец, в артиллерии. Трудовую деятельность начал в должности механика СЦБ, проработал в ней несколько лет. За это время успел жениться и даже родить двоих детей, но в восьмидесятые вдруг решил сорваться с места и уехал на Украину.

Бегство из рая
В Запорожье молодой специалист получил четырёхкомнатную квартиру и должность механика. Условия, в которых тогда жила его семья, Иваныч сравнивает с райскими.
Так продолжалось 14 лет, пока на Украине не начала меняться обстановка. Оставаться «приезжим» Михаил не захотел, но покинуть страну оказалось не так-то просто.
– Меня не отпускали, поскольку я был женат. Чтобы вырваться, пришлось организовать фиктивный развод.
Подали документы, он оставил квартиру жене, а сам вернулся на родину. Через год, когда продали недвижимость там, забрал её к себе. 
– Сейчас я понимаю, что вовремя успел 
уехать оттуда, – размышляет Иваныч.

Излом под снегом
Но на родной дороге с распростёртыми объятиями его уже не ждали. Должность механика оказалась занята. Пришлось ехать в Иркутск и оперативно переучиваться на дефектоскописта. Вряд ли он тогда предполагал, что управлять тележкой и искать уязвимости в рельсах ему придётся больше 21 года.
Михаил признаётся, что хотел бы трудиться и дальше, да вот в отделе кадров его уже «списали». А как иначе, если он первый в своей бригаде дефектоскопист, который доработал до пенсионного возраста. Остальные либо не выдерживали тяжёлого труда, либо уходили по состоянию здоровья.
Иванычу стать пенсионером предлагали ещё нынешней весной. Тогда за ветерана заступился его мастер Вячеслав Горбунов, который отказался отпускать опытного работника, потому как замены ему не нашли. Но теперь ситуация поменялась, и Михаил с 15 ноября официально станет, как он говорит, «свободным 
человеком».
Больше всех этому событию радуется Тамара Васильевна, супруга Михаила Перевалова, которая уже давно уговаривала мужа выйти на пенсию. Но самому Иванычу при одной только мысли о скором расставании становится грустно, поскольку работу свою он искренне любит. Признаётся, что за долгие годы привык размеренно идти вслед за своей тележкой, несмотря на любую погоду.
Михаил всегда стремился работать честно, а честно это значит, что на работе человек должен быть занят только работой. Найдутся такие, которые посчитают это крайностью, но он не одобряет, когда кто-то из напарников берёт 
с собой мобильный телефон:
– Отвлекает это сильно, а цена ошибки очень велика.
В качестве примера Михаил рассказывает,  как в один из зимних дней под снегом обнаружил излом рельса, который держался буквально на «подошве». При этом совсем скоро по этому участку должен был пройти состав. На место излома тут же вызвали ремонтную бригаду, которая оперативно устранила поломку. А если бы его в самый ответственный момент отвлёк чей-то звонок? Что было бы тогда?
Да, такие происшествия в буднях дефектоскописта случаются не каждый день. Тем не менее Михаил Перевалов к своей работе всегда подходил ответственно. Об этом свидетельствует хотя бы то, что в его трудовую книжку пришлось вклеить несколько страниц, чтобы вместить все записи о премировании и благодарностях.

Если прямо говорить
Иваныч признаётся, что уходить на пенсию ему страшновато. Не потому, что нечем будет заняться, – хозяйство всегда будет отнимать немало времени. Не страшно и оставлять бригаду: ребята не подведут. Беспокоит, если прямо говорить, финансовая составляющая, уж очень много приходится нынче платить за коммунальные услуги.
– Понимаешь, я всё-таки 40 лет отдал железной дороге. Но так и не получил звание ветерана труда. В отдел кадров уже неоднократно обращался, но вопрос повис в воздухе пока. Размер своей будущей пенсии я уже знаю, а коммунальные услуги дорожают постоянно. Если получу ветерана, то будет значительно легче, – рассказывает Михаил.
Напоследок Иваныч признаётся, что уже запланировал много дел по хозяйству, после того как уйдёт на заслуженный отдых.
– Заведу поросят, а может, и корову. Батареи в доме нужно менять.
Сил у него ещё «куды с добром», а если что, то помогут дети.
– Их у меня четверо. Все взрослые давно, но вот внуков мне «родил» только младший сын. Хотелось бы побольше, – улыбаясь говорит Иваныч.

Автор: Виталий Калашников