Стрелец – он тем и знаменит Волжская магистраль

Стрелец – он тем и знаменит

Светлана Орлова, дежурная по переезду Кировской дистанции пути

Дежурная по переезду Кировской дистанции пути Светлана Орлова предотвратила аварию

Так получилось, что и благодарность от имени начальника Горьковской дирекции инфраструктуры, и корреспондент «Волжской магистрали» прибыли в Киров в один день. По одному и тому же поводу.

– А вы сфотографируете, когда мы нашу Светлану Павловну награждать будем? – уже один этот вопрос Натальи Ямшановой выдаёт в ней неравнодушного кадровика. – Ей – на память. А нам – для истории.
– Снимок обязательно получится, – убеждает меня Анатолий Малых, приглашая в автомашину. – У нас всё, что связано со Светланой Павловной, всегда получается хорошо. Потому что человек такой.
Какой именно человек Светлана Орлова, заместитель начальника Кировской дистанции пути по кадрам и социальным вопросам Наталья Ямшанова и председатель первичной профсоюзной организации Анатолий Малых наперебой рассказывают мне по дороге от административного корпуса до железнодорожного переезда 953-го километра. А путь неблизкий.
– Орлова – это своеобразный моторчик в нашем коллективе, – рассказывает Ямшанова. – Очень беспокойный человек. Недавно домик на переезде обновили. Мебель новую поставили. Условия труда улучшили. Не без участия самих дежурных по переезду. И уж не без её учас-тия точно.
– Говорю ей недавно: команда не набирается для соревнований по теннису, – вторит Малых. – Не поучаствуешь? Сказала, что в жизни ракетку не брала. Но – поучаствовала. И неплохо выступила. Не подвела. Живёт без мужика в деревенском доме. А зайдёшь в него – и не скажешь, что без хозяина.
Перегон Лянгасово – Поздино идёт в обход Кирова. Пассажирские поезда сюда не заходят. Но и без них движение интенсивное. Переезд сложный, поскольку находится в кривой, видимость там ограничена и дежурных стараются брать сюда самых грамотных и решительных. Все эти качества у Орловой есть. И они пригодились вечером 9 марта...
...Уж очень медленно двигалась эта фура через переезд. Она, можно сказать, ползла. Как только кабина оказалась на настиле, сработала сигнализация, начали опускаться шлагбаумы и подниматься крышки УЗП. Автомобиль замер на месте.
– Вы думаете, он газу поддал, когда всё тут засверкало и засвистело? Как бы не так! – эмоции так и плещут из Орловой, когда она рассказывает о пережитом. – Дождался, пока другой шлагбаум ему на кабину опустился, и встал как вкопанный. Ему что переезд, что поле чистое. Пусть о себе не думает, так о других-то!
О других пришлось заботиться ей самой. Чётко, спокойно, без паники. Нажала на кнопку заградительной сигнализации. Вслух отсчитывала секунды, отведённые программой на выполнение механизмами необходимых действий. Сработала система!
Дважды запрашивала машиниста приближавшегося поезда. Откликнулся. Как лязгнул металл, когда сработали устройства в режиме экстренного торможения, не слышала. В это время связывалась с дежурной по станции Поздино, чтобы сообщить о случившемся: фура перекрыла собой габариты обоих путей.
– Вот тогда у меня от сердца отлегло, – глаза у Светланы Павловны становятся влажными. – Думаю, теперь переезд нужно очищать.
Это значит – принудительно поднять шлагбаумы, опустить щитки устройств защиты переезда и привести в чувство опешившего водителя. Это тогда происходящее казалось неимоверно растяжённым по времени. Беспристрастный хронометраж «уложил» всё это в шесть минут. В 21.45 сработало заграждение. В 21.51 заградительная сигнализация была отключена.
– Вы – молодец, Светлана Павловна! – в три голоса говорят представители кадров, проф-
союза и прессы при вручении заслуженной награды.
– Да что вы! – румянец смущения рдеет на щеках героини. – У нас все девчонки это сумеют. И Оля Окатьева, и Татьяна Юкляева, и Антонида Хицко, и Лена Зыныч. Даром что молоденькая. Только не хотелось бы, чтобы такое выпало кому-то.
Понятно, что не хотелось бы. Никому. Хотя, как поведала Орлова, при очередной встрече с водителем той самой фуры с госномером к126нн 43, тот попенял ей: «За что шлагбаумом по мне стукнула?». Вот он точно не понял. И продолжает свои поездки. И не он один.
Мне приходилось общаться с дежурными, которые спасали автомобили и поезда от беды, предотвращая столкновения. В них, поверьте, совсем немного героического. Но всегда есть желание сделать всё, чтобы предотвратить страшное. Хоть та же Орлова: была станочницей на Нововятском лыжном комбинате, нянечкой в детском саду, почтальоном и даже контролёром управления охраны и пожарной безопасности.
– Ну откуда в вас такая решительность?
– Стрелец. Он тем и знаменит, что цель любую поразит, – вдруг залихватски отвечает Светлана Павловна.
И опять смущается. Потом показывает своё хозяйство: как они с девчонками обжили отремонтированное помещение («скажите спасибо нашему начальству»), демонстрирует нехитрую, но новую бытовую технику («кадры и профсоюз позаботились»). На прощание желаем ей здоровья и семейного благополучия. Говорит, что очень кстати: недавно стала тёщей, а в скорой перспективе станет и бабушкой.
За домиком видим серебрис-того цвета скутерок.
– Помятый немного, – опять же смущается Орлова. – Меня же Шумахером ещё называют.

Автор: Николай Кожин