На трудовом Олимпе Транссиб

На трудовом Олимпе

Сергей Ворожцов, старший электромеханик СЦБ Тайгинской дистанции сигнализации, централизации и блокировки

Электромеханик СЦБ из Томска подтверждал классное звание... 10 раз подряд!

Звание «Электромеханик 1-го класса» возводит эсцэбиста в ранг рабочей элиты. Что же тогда можно сказать о старшем электромеханике Тайгинской дистанции сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) Сергее Ворожцове, который подтверждал это звание десятикратно? 

Впрочем, сам Сергей Иванович воспринимает свои многочисленные награды лишь как оценку своего каждодневного труда. И даже немного лукавит: 
– Я и не помню, сколько раз подтверждал классное звание... Десять, говорите? Ну, пускай будет десять.
Однако не нужно думать, что для Ворожцова эти награды ничего не значат – напротив, он очень благодарен руководству железной дороги за идею присваивать классные звания представителям рабочих профессий. Просто воспитание у работяги такое – не хвалиться заслугами, не ставить себя выше других. И почерпнул он это качество, а равно и трудолюбие, и ответственность за свою работу от своего первого наставника Петра Сергеевича Кожевникова. Именно к нему в Новосибирскую дистанцию сигнализации, связи и вычислительной техники, на родную станцию Болотная он пришел еще совсем «зеленым» выпускником техникума. 
Пожилой, повидавший жизнь, прошедший Великую Отечественную старший электромеханик заложил в этот «чистый лист» главные принципы: «Наша работа – это тот же фронт, ведь мы отвечаем за 
безопасность движения поездов. И не имеем права дать слабину ни в одну секунду своего рабочего времени». С наставником-фронтовиком Ворожцов проработал всего несколько лет, но эту заповедь пронес сквозь десятилетия. Справедливость, честность, добросовестность – эти три столпа заложены в эсцэбиста Ворожцова с первых дней работы, и, вероятно, именно они стали залогом его достижений. Верен он им и по сей день, причем не только в работе, но и за пределами поста ЭЦ. 

«Сердце» транспорта
– Почему вообще пошел по железнодорожной стезе? У меня дядьки – железнодорожники, – объясняет Сергей Иванович. – Они работали в разных хозяйствах, ну а я выбрал автоматику и телемеханику – как тогда говорили, «сердце» железнодорожного транспорта. В 1971 году поступил в техникум.
Учеба давалась нашему герою легко, однако когда после четырех лет за партой он наконец пришел на производство, признал: профессию он еще совсем не понимал. Тонкости реального дела пришлось постигать практически с нуля, и фронтовик Кожевников стал его проводником в этом неведомом дотоле мире автоматики и телемеханики, не оставив юнца наедине со 110 стрелками Болотной. 
На вопрос, тяжело ли было в самом начале трудового пути, Сергей Иванович снова смущенно скрывает эмоции:
– Даже если и было тяжело, я не приучен кому-то жаловаться – по-моему, для мужчины это неправильно. Трудности мне не трудны.

Мой адрес – не дом и не улица...
В 1979 году по семейным обстоятельствам Сергею Ворожцову пришлось покинуть малую родину и перебраться в Томск, где он и обосновался вплоть до настоящего момента. Новые координаты: дистанция СЦБ – Тайгинская, станции – Томск II и Томск-Грузовой, должность – электромонтер, уже через год – электромеханик, а с 2002 года – старший электромеханик. 
С тех пор, как на Западно-Сибирской магистрали ввели классное звание для электромехаников, Сергей Ворожцов приезжал в Новосибирск на техсовет по своему хозяйству, как на работу. Десять лет подряд начальники железной дороги – сначала Александр Целько, потом Анатолий Регер – ежегодно, пожимая руку, вручали томичу значки и свидетельства о подтверждении звания. И каждая награда лишь повышала для него планку: отработал год хорошо, но в следующем надо потрудиться еще лучше. Да и ожидания руководства дистанции росли.
– Поощрения мотивируют намного лучше, чем наказания, по крайней мере, меня, – признается старший электромеханик. – Если человека убеждать в том, что он дурак, он дураком и станет, а если ставить в пример – будет стремиться к тому, чтобы оправдать доверие.
Надо ли говорить, что природная скромность не дает Сергею Ивановичу носить знаки отличия на груди, а свидетельства и вовсе только по просьбе корреспондента «Транссиба» покинули шкаф его рабочего кабинета, впервые за долгое время. Однако от коллег уникальное достижение сослуживца все же не утаилось – знают, гордятся, равняются. Для коллектива своей дистанции (да и для всей службы автоматики и телемеханики) Сергей Ворожцов – пример для подражания.
– Сергей Иванович – ответственный руководитель, к нему всегда можно обратиться за консультацией – никогда не откажет, все расставит по полочкам, разъяснит, поможет, – поведал Евгений Устинов, электромонтер Тайгинской дистанции СЦБ. – Он прославляет наше предприятие, наш участок на всю дорогу. На Западно-Сибирской магистрали таких людей больше нет!
– Да не такое уж у меня уникальное достижение, – вновь скромничает в ответ Сергей Ворожцов. – Мой коллега, электромеханик из Новосибирской дистанции, тоже десять раз подтверждал классное звание. Но мы с ним не конкурируем, и я желаю ему и в 11-й раз его подтвердить. 

Победитель во всем
И все же достижение уникально, если учесть, что электромеханики разных дистанций находятся не в равных условиях: на одних участках инфраструктуру обновляли совсем недавно, и сегодня устройства там работают практически безотказно, на других же труженикам приходится изрядно попотеть, чтобы не допустить отказов или еще страшнее – браков. А именно этот критерий лежит в основе решения о присвоении звание «Электромеханик 1-го класса». Станции, на которых работает Ворожцов, запущены в эксплуатацию в 1969 и 1972 годах, и с тех пор комплексное обновление устройств СЦБ на них не проводилось. Этим все сказано. Лишь внимательность, ответственность и по-родственному бережное отношение к оборудованию позволяло томскому электромеханику столько лет удерживаться «на Олимпе». К примеру, каждый год Ворожцов со своей командой по собственной инициативе ремонтирует не меньше 200-300 метров кабеля, выкапывая его из земли. 
Отдельная часть жизни Сергея Ворожцова – это спорт. За свою жизнь он освоил несколько дисциплин, и в каждой из них также может похвастать значимыми достижениями. Занимался греко-римской борьбой – выполнил 1-й спортивный разряд. Увлекся футболом – занял 1-е место в чемпионате Томской области среди команд массовой лиги в составе железнодорожной команды «Путеец». Заинтересовался волейболом – победил в дорожном турнире среди руководителей в составе команды Томского узла. Вот и сегодня он готовится к очередному турниру, теперь уже ветеранскому.
– Весной выхожу на пенсию, – с легкой грустью сообщает Сергей Иванович. – Буду ли скучать по работе? Не хочу об этом думать сейчас. Задумаюсь, когда придет время...

Автор: Александр Матвеев