Наука побеждать деформации Транссиб

Наука побеждать деформации

Алексей Ланис, доцент Сибирского государственного университета путей сообщения

Диссертационная тема молодого ученого из Новосибирска отмечена грантом ОАО «РЖД»

Экспертная комиссия ОАО «РЖД» по предоставлению грантов на развитие научно-педагогических школ в области железнодорожного транспорта отметила в числе лучших в отрасли диссертационную работу доцента Сибирского госуниверситета путей сообщения (СГУПС) Алексея Ланиса. Он получил один из трех грантов компании.

Соискателей на гранты ОАО «РЖД» в этом году было очень много, они представляли все железнодорожные вузы страны. Одно только это обстоятельство дает нам возможность понять, насколько полезна научная работа сибирского ученого под названием «Теоретические основы и практические способы применения инъектирования для усиления земляного полотна железных дорог».
– Успешное противостояние всевозможным деформациям земляного полотна рельсовой колеи позволяет не только повысить экономические показатели, рациональнее использовать материальные ресурсы, но и обеспечивать более высокий уровень безопасности движения поездов, – рассказал «Транссибу» доцент кафедры «Геология, основания и фундаменты» СГУПСа Алексей Ланис. 
Актуальность темы диссертации подтверждается рядом аспектов.
Во-первых, долгосрочные программы инновационного развития ОАО «РЖД» предусматривают повышение скорости и безопасности движения, ряда других технико-экономических показателей. Решение этих вопросов без снижения способности к деформации земляного полотна железных дорог не представляется возможным. В то же время в рамках ограниченного бюджета компания не может превысить лимит эксплуатационных расходов при строительных работах в «окна». Таким образом, совершенствование методов упрочнения земляного полотна, позволяющих эффективно усиливать инженерные сооружения – без ограничения движения поездов – является делом актуальным и перспективным.
Актуальность обоснована современными научными исследованиями, практикой строительства и требованиями технических регламентов по безопасности инженерных сооружений. Выполнение их в сложных инженерных условиях реконструкции железнодорожного пути всегда является новой научно-практической задачей. 
Есть и еще один важный аспект данной проблемы. Заключается он в недостаточной несущей способности насыпей, которая не позволяет привести земляное полотно к повышенным осевым и погонным нагрузкам. 
Выбранная тема исследования полностью согласуется с приоритетными направлениями развития науки в нашей стране, перечень которых утвержден указом Президента России  Владимиром Путиным в части развития транспортных систем. Они позволяют повысить экономичность перевозок за счет снижения расходов на текущее содержание железнодорожной линии.
– Практическая значимость наших исследований заключается в разработке методики аналитического прогнозирования прочности и деформативности армированного земляного полотна – с учетом изменения эксплуатационных параметров, – поясняет Алексей Леонидович. 
Работа молодого новосибирского ученого позволит определить направления оптимизации конструктивных решений по армированию земляного полотна эксплуатируемых линий, а также создать алгоритм проектирования, способы усиления земляного полотна железных дорог.
Эти результаты дополняют научные знания в области упрочнения грунтов земляного полотна и могут быть использованы на всей сети железных дорог страны. А в первую очередь, они могут быть рекомендованы для усиления конструкции насыпи на стадии строительства. Например, для насыпей, которые запроектированы из переувлажненных грунтов и потенциально подвержены деформациям.  
«Практическая значимость результатов исследования подтверждается уже полученными автором результатами, которые внедрены на полигоне Западно-Сибирской магистрали. В частности, разработанный при участии Алексея Ланиса способ ремонта железнодорожного земляного полотна внедрен при реализации проекта упрочнения на подходе к мосту через реку Камышанка на перегоне Дедюево – Буреничево, а также при реализации проекта стабилизации деформаций земляного полотна на перегоне Алтайская – Бийск».
Это выдержка из отзыва начальника железной дороги Анатолия Регера на аннотацию диссертационной работы. Она была направлена в адрес председателя экспертной комиссии ОАО «РЖД» по предоставлению грантов на развитие научно-педагогических школ в сфере железнодорожного транспорта, старшего вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича.
Активное участие Алексея Ланиса в научно-исследовательской работе университета приносит щедрые плоды. В его активе более 50-ти научных публикаций и авторство 9 патентов. Все изобретения основаны на реальной проблематике и внедрены на различных предприятиях.
Необходимо добавить, что Алексей Леонидович – руководитель тем по инженерно-геологическому и геотехническому обследованию объектов транспортной инфраструктуры на Западно-Сибирской и Красноярской железных дорогах. За активную и результативную научно-исследовательскую деятельность награжден благодарностью начальника Западно-Сибирской железной дороги.

Автор: Владимир Павлов