Главная профессия Волжская магистраль

Главная профессия

Фарит Магсумов, монтёр пути ПЧ Казань

Вовремя сказанные слова предотвратили серьёзное происшествие

Есть у татарского народа одна старая и очень распространённая пословица. У неё несколько вариаций с незначительной разницей – только текстовой, но не смысловой. Вот одна из них: егет кешегә җитмеш төрле һөнәр дә аз – молодому и семьдесят профессий мало.
«Сколько же у вас?» – спрашиваю своего собеседника, монтёра пути ПЧ Казань Фарита Магсумова. Тот ненадолго поднимает глаза и, немного подумав, отвечает: «Ну, тридцать, пожалуй, есть».

К тяжёлому труду не привыкать
Фариту Робертовичу двадцать пять лет, а железнодорожный стаж его – всего полтора года. Ещё за спиной немалый опыт работы на стройках Татарстана – возводил жилые объекты. Там он трудился по своей первой специальности, которую получил по окончании Казанского строительного колледжа. Да и до учёбы в этом заведении Фарит успел узнать, что такое тяжёлый физический труд, поскольку со старшего школьного возраста работал то тут, то там. И всё на стройках – и в родном Арске, и в Казани, и в других городах региона.
Но ведь строитель – понятие слишком широкое. Кладёт кирпичи кто? Каменщик. Стелет кровлю? Кровельщик. Чем занимается стекольщик, объяснять никому не надо. Деревообработка – занятие плотника. Ну и так далее. Так что понять мимолётную задумчивость Фарита на вопрос про количество профессий вполне можно.
А вот профессия путейца – если и не последняя, то одна из последних, им освоенных на сегодняшний день. Всё благодаря дяде Фарита, Радису Файзиеву, который уговорил племянника перейти на железную дорогу – на вакантное место монтёра пути в укрупнённой бригаде № 1. Дядя знал что говорил – сам работает в ПЧ. Фарит совету последовал. И хотя переход с должности строительного мастера на монтёра – это понижение, но вот в зарплате молодой человек явно не потерял. А в качестве моральной компенсации, как сам признаёт, получил стабильность в работе, регулярность выплаты зарплаты и хорошо известный всем железнодорожникам соцпакет, каким не всякая строительная компания обеспечивает своих работников. К тяжёлому же физическому труду было не привыкать.
– А ещё я сразу заметил, что здесь рабочий процесс очень хорошо организован, – вспоминает он свои первые впечатления. – Большое внимание уделяется организации труда и его безопасности.
Кстати, кроме Фарита Робертовича и его дяди в их семье есть ещё один железнодорожник. Это брат героя нашей публикации Фаниль, тоже путеец. Так что как знать, может быть, и сложится с годами трудовая династия? И хотя Фарит не склонен гадать о своём дальнейшем профессиональном пути, но перспективы карьерного роста взвешивает. Одно из стремлений – стать бригадиром, и похоже, способности для этого есть.
Другим существенным плюсом своего перехода на Горьковскую магистраль Магсумов считает коллектив, в который быстро влился. Укрупнённую бригаду 
№ 1 составляют люди разных возрастов, но большинство всё-таки молодёжь. И она-то в целом подтверждает репутацию среднестатистического молодого работника компании.
– Наши люди целеустремлённые. Лениться не любят. Когда у кого-то что-то не получается – готовы помочь словом и делом. Во всём друг друга поддерживают. Это очень сплочённый коллектив, – считает Магсумов.
Дополним – физически крепких мужчин.
Дорожный мастер Казанской дистанции пути Андрей Юлдашев, под руководством которого работает первая укрупнённая бригада, на хорошие слова в адрес Фарита Магсумова не поскупился:
– Как работник он очень добросовестный, все порученные задания исполняет старательно и чётко. Обязателен. Дисцип-линирован. Нареканий к нему нет. Как человек – отзывчивый. Наша бригада действительно молодая, но опытная, и Фарит Робертович очень быстро влился в коллектив, стал в нём своим человеком, нашёл со всеми общий язык.
– Бригадиром-то смог бы стать? – спрашиваю мастера.
– Запросто. Было бы стремление.

ПТЭ запрещают теряться
За полтора года, впрочем, Фарит Робертович повидал на дороге и неприятных ситуаций. Немного, правда. Но сердце замирало.
– Вот, например, на станции Дербышки, рядом с переездом 804-го километра, есть несанкционированный пешеходный переход, где всякий норовит проскочить когда ему вздумается, – рассказывает он. – Много через пути переходит и пенсионеров, и идут не глядя по сторонам. Как сейчас помню, однажды на наших глазах пожилая женщина стала переходить перед близко идущим маневровым локомотивом. На звуковой сигнал машиниста не реагировала – может быть, плохо слышала. От места наших работ до неё было метров пятьсот, но мы хорошо видели, как она лишь оглянулась на экстренно затормозивший перед ней тепловоз и пошла дальше своей дорогой.
Был и другой случай. Он, в общем-то, и стал главным поводом для нашей публикации. Хотя в самом событии, кажется, и нет ничего героического. Просто человек вовремя среагировал на ситуацию так, как должен был среагировать. Но одно вовремя сказанное слово, возможно, предотвратило серьёзные последствия.
Это произошло 6 мая. В тот день Фарит работал на станции Кендери, в чётной горловине, на 808-м километре. Смена была в самом разгаре, бригада выполняла работы по пополнению шпальных ящиков щебнем, а Фариту дали задание смазывать стыковые болты. Он шёл впереди со смазкой, когда услышал предупреждение сигналиста – стой, идёт чётный грузовой! И все встали на безопасном расстоянии.
– Поезд выходил из кривой на расстоянии примерно трёхсот метров, – рассказывает Фарит. – Ещё не все вагоны были в прямой видимости, но я уже заметил задымление ближе к хвосту состава. Когда же поезд вышел из кривой весь и подошёл ближе, то удалось рассмотреть и небольшие языки пламени, которые лизали стенки светлой цистерны – шес-той или седьмой с конца. Явление было жутковатое. Бригадир стоял поодаль, поэтому я громко крикнул первое, что пришло в голову: «Горим! Вызывай дежурную!»
Уже намного позже, рассказывает путеец, он возвращался мыслями к этой минуте. Чуть потом осознал всю степень опасности нахождения рядом с цистерной, которую лизал огонь. Логика подсказывала – поезд шёл в сторону Сибири, значит, скорее всего, это был порожняк. А вдруг нет? Но даже в этом случае оставшиеся в цистерне газы могли так хлопнуть, что этот день стал бы чёрным и в истории дороги. Но громко произнесённые слова были услышаны на расстоянии даже на звуковом фоне от идущего состава. Владислав Агеев, бригадир первой укрупнённой бригады, немедленно связался с мастером, информация пошла к дежурной по станции Высокая Гора. Поезд с горящим вагоном остановили уже за Кендерями. Движение прервали, но ненадолго.
– А что бы вы сделали, если бы рядом бригадира не было?
В отличие от вопроса про количество профессий, Фарит Робертович не задумывается даже на секунду:
– Связался бы с дежурной по станции через громкую связь. Нашёл бы способ. ПТЭ запрещают теряться, и я бы не растерялся. Правда, про ПТЭ в тот момент не думалось.
Фарит Робертович уже после узнал, что грузовой поезд имел номер 2774. Что на цистерне горели не деревянные вставки, как он сначала решил, а ветошь. Умышленно ли её подожгли или нет, а если умышленно, то кто и где, сейчас уже не установить. Но то, что подвижной состав не пострадал, – это результат бдительности монтёра пути. Вот почему очень быстро в адрес начальника Горьковской дирекции инфраструктуры Дмитрия Садовникова ушло подписанное руководителем ПЧ Казань Андреем Шмариным ходатайство о поощрении Магсумова. Разумеется, оно не осталось без ответа – приказом начальника дороги Анатолия Лесуна Фарит Робертович был награждён почётной грамотой. И денежной премией, разумеется. Награду вручили перед коллективом дистанции.

Автор: Вадим Серов