Скорый до Иркутска ведёт Сергей Горленко Восточно-Сибирский путь

Скорый до Иркутска ведёт Сергей Горленко

Сергей Горленко, машинист эксплуатационного локомотивного депо Иркутск-сортировочный

По итогам 2015 года машинист эксплуатационного локомотивного депо Иркутск-сортировочный Сергей Горленко назван одним из лучших в стране

А что там осталось-то, в 2015-м? Да всякое. Был один случай из разряда таких, которые потом долго крутятся в памяти. Помогло боковое зрение, но так-то – не дай Бог! Во всяком случае, увидеть на курьерской скорости из кабины локомотива излом рельса – дело нешуточное.

– А какие могут быть шутки? – переспрашивает Сергей. – Заметил неладное – не зевай, предпринимай меры. 

О чём, думаете, он? В ноябре 2015 года вёл Горленко скорый поезд Москва – Владивосток. На перегоне Байкальск – обнаружил излом рельса и срочно передал о том по инстанции. И всё,  закрыл он эту тему.

О себе, своей трудовой судьбе Сергей Николаевич мог бы сказать кратко и без ссылок на регламенты: «Гены». Его дед, Андрей Викторович Гаргашин, почти полвека трудился машинистом, да потом ещё машинистом-инструктором. Ну а что такое дед в нормальных русских семьях? Наставник и первый советчик. Понятно, что у маленького Серёжи зародилась в детстве мечта непременно стать локомотивщиком.

В 1978 году окончил Зиминское профтехучилище, получил специальность помощника машиниста электровоза. С этого года иркутское локомотивное депо стало для Сергея Горленко вторым домом. Был, правда, двухлетний перерыв, связанный со службой в железнодорожных войсках. Но в 1982 году вернулся в ТЧ-5.

Его первым учителем на машинистском поприще стал Иван Демидов. С ним Сергей провёл свои первые поездки в качестве помощника. Иван Моисеевич обкатывал своего молодого напарника на машиниста.      

А затем всё пошло проверенным путём. Окончил дортехшколу. В 1986-м поехал машинистом грузового движения. 16 лет спустя стал машинистом пассажирской колонны – тогда ею руководил Александр Бочаров, нынешний председатель профкома ТЧЭ-5.

– При Александре Николаевиче у нас была сплочённая колонна, – вспоминает Сергей Николаевич. – Вместе дружно ходили на техническую учёбу, вместе ездили отдыхать на Байкал. Какое всё же хорошее было это время!

Сергей Горленко рассказывает мне о том, как начиная с 2010 года в пассажирское движение стали поступать новейшие для того времени электровозы серий ЭП1М и ЭР1. Многие из них оборудованы системами автоведения пассажирского поезда. Она позволяет вести состав в автоматическом режиме и рассчитывать все тяговые траектории, учитывая при этом план и профиль пути, время ограничения скорости.

Вся информация, поступившая в систему, считывается, обрабатывается с помощью специальной программы, в которой формируются отчёты по работе локомотивных бригад, локомотивов, по нарушениям и отклонениям, зафиксированным в пути следования. Это, в свою очередь, помогает быстро находить неисправности по возвращении машин в депо. А в итоге существенно облегчается труд машинистов, потому что система предупреждает его о действиях, которые будет совершать сама и которые нужно в тот или иной момент произвести ему.

– Чем она особенно хороша, – утверждает машинист-инструктор пассажирского движения ТЧЭ-5 Юрий Марков, – так это тем, что выбирает оптимальный режим движения поезда, исключая превышение скорости и своевременно приводя локомотив к торможению при приближении к месту её ограничения. Есть и другие достоинства. Например, машинист вводит в информационный блок время прибытия в Иркутск-Сортировочный из Улан-Удэ, и система сама приведёт состав к месту завершения маршрута строго в указанное время.

Автоведение, как говорится, автоведением, но никакой автомат не заставишь обеспечивать сервис. В пути ведь всякое бывает...

– Кто бы спорил. Где-то неделю назад в районе Ангарска звонит мне по радиосвязи начальник пассажирского поезда Москва – Хабаровск: тяжело заболела двухлетняя девочка, – рассказывает Горленко. – Дозвонился я до дежурного по станции Ангарск, попросил принять меры. И меры были приняты. На перроне вокзала Иркутск-Пассажирский приболевшую крошку ожидали врачи.

Вообще у пассажирских машинистов, и у Сергея Горленко в частности, с работниками пассажирского комплекса достаточно тесные взаимоотношения.
– Некоторые начальники пассажирских поездов порой так шустрят в этом плане, что норовят обязательно попасть ко мне в кабину во время графиковых остановок, – с улыбкой говорит Горленко.

Сергею Николаевичу повезло с постоянным напарником. С 1995 года его помощником работает Сергей Шестаков. На такую дружную сплотку любо-дорого смотреть. В поездке понимают друга друга, что называется, с полуслова и с полувзгляда.

– Такие, как Сергей Николаевич, и составляют элиту, в буквальном смысле лучших из лучших машинистов нашего предприятия, – считает заместитель начальника иркутского ТЧЭ-5 по кадрам и социальным вопросам Андрей Рябинков.  

В апреле текущего года Сергею Горленко исполняется 55 лет. Есть повод оглянуться, оценить пережитое. Наконец, есть возможность уйти на заслуженный отдых, понянчить внучек.

– Мне трудно представить подвижного, энергичного Сергея Николаевича в роли классического пенсионера, – говорит напарник Сергей Шестаков, – его опыт ещё послужит нашему депо.

Судя по всему, и сам Горленко не горит желанием оставлять работу. Намерен, пока есть силы, водить скорые, пассажирские, почтово-багажные поезда по южному Прибайкалью.

Кто-то из великих сказал: чтобы полноценно жить, надо насыщать будни событиями. Не так давно Сергей Николаевич купил неблагоустроенный дом в пригороде Иркутска. И сделал из него, что называется, конфетку. Своими силами оборудовал автономное отопление, задействовал водоснабжение.
Но и это ещё полдела. Горленко обожает работать с деревом. У него даже железное правило есть: ничего полностью готового не покупать в мебельных магазинах. Не спеша, что называется для души, он любит плотничать и столярничать.

Особый праздник – когда вся семья собирается под крышей родительского дома. У Сергея Николаевича и Любови Владимировны дочь Елена (младший лейтенант полиции), сын Дмитрий (работник автосервиса), внучки Софья и Самира. 

И ещё Сергей Николаевич предпочитает во время отпуска посещать свою малую Родину – Алматы (прежде Алма-Ата). Причём не только традиционным способом – по железной дороге, но и на своей машине – по степным просторам Казахстана. Корни есть корни. Там живут отец, сестра, племянник.
Теперь его жизненный берег – Сибирь. Всем сердцем полюбил её суровую природу и, конечно же, Байкал. Здесь Сергей Горленко обрёл семью, состоялся как личность.

В 2005 году машинисту Горленко был присвоен почётный знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км». Два года назад Сергей Николаевич был награждён именными часами президента ОАО «РЖД». 

Он спешит на работу с улыбкой. Потому что работа делает Сергея Горленко счастливым.

– Мне повезло с коллективом, в котором у меня много друзей. И даже те, с кем нет особых дружеских отношений, – отличные коллеги. Достойно жить, поддерживать семью помогает достаточно стабильная заработная плата и (смеётся) лояльное отношение вышестоящего руководства...

Сергей Николаевич достиг едва ли не всех высот в своей профессиональной карьере. Первый класс машиниста говорит о многом.

В общем, хочешь быть счастливым – выбери дело по душе. Сергею Горленко было предназначено стать машинистом. И пока он со своим выбором деда не подводит.

Автор: Борис Ступин