Прерванный маршрут Железнодорожник Поволжья

Прерванный маршрут

Александр Служеникин, машинист электропоезда

После страшной аварии Александр Служеникин, не раздумывая, бросился помогать пострадавшим пассажирам

Прошло уже несколько лет, но астраханцы хорошо помнят ту страшную трагедию – ДТП близ станции Дельта, в котором пострадали шестнадцать и погибли двое железнодорожников, возвращавшихся электричкой с работы домой.

В эпицентре тех событий оказалась и локомотивная бригада астраханского участка моторвагонного депо Волгоград: машинист Виталий Шилин и помощник Александр Служеникин. Виталий Викторович после того случая ушёл с железнодорожного транспорта, а Александр Аркадьевич продолжает работать – теперь уже в качестве машиниста электропоезда. Пережитый шок не повлиял на его преданность любимой профессии, но тот день он вспоминает, словно страшный сон...

Наезд «без тормозов»

Не по-астрахански холодное утро 9 февраля началось у Александра Служеникина как обычно: ранний подъём, затем в 3.40 служебной машиной он отправился на вокзал, где прошёл медицинский предрейсовый осмотр и получил «маршрут».

Трудовой день плавно близился к завершению. Работники станции Аксарайская-2 дружно грузились в первый головной вагон подъехавшей электрички. По негласному правилу, каждый занял «своё», давно облюбованное место. Попасть с мороза в обволакивающее тепло вагона было вдвойне приятно, мерный стук колёс навевал дремоту... Никто и подумать не мог, что через несколько минуты жизнь многих из них перевернёся.

– Мы миновали неохраняемый переезд у станции Дельта, и вдруг – резкое падение давления, зашипело всё... Подумали – разъединились тормозные рукава, – вспоминает Александр Служеникин. – А когда «запрыгали» по шпалам, стало ясно: произошло столкновение! Применили экстренное торможение. Мы шли по главному пути, от удара поезд вынесло на четвёртый путь, где стоял кран АДМ. Состав неминуемо ушёл бы под откос, если б нас не остановила та дрезина... 

Как выяснилось позже, машинист крана АДМ Александр Вильданов, разглядев в сумерках очертания стремительно приближавшейся электрички, скомандовал всем – лечь на пол! Кто из энергетиков успел это сделать, избежал тяжёлых травм. 

Стрела крана протаранила первый вагон, разрезав обшивку, словно  бумажный лист. Поезд остановился. Машинист Шилин обесточил электричку, опустил токоприёмники. Сообщил о случившемся дежурному по станции Дельта. Александр Служеникин схватил фонарик и побежал по колее осматривать повреждения.

– Возле поезда я увидел искорёженный «Жигулёнок», человек с пассажирского места лежал на земле без признаков жизни, белый как полотно, водитель был ещё жив, – вспоминает железнодорожник. 

При расследовании окажется, что машина, в которой находились два молодых человека, врезалась на полном ходу в колёсную тележку вагона электрички, шедшей со скоростью 97 километров в час. Как выяснят представители госинспекции, у машины отсутствовал тормозной путь, то есть водитель даже не пытался затормозить, чтобы избежать наезда. Автомобиль протащило под вагоном несколько десятков метров и отбросило на соседний путь. Сотрудники ГИБДД отметили в протоколе: видимость в районе переезда была достаточной – в пределах одного километра. Световая и звуковая сигнализация работала исправно.

Испытания на прочность

В той электричке, следовавшей от Астраханского газоперерабатывающего завода до станции Кутум, находилось около 600 пассажиров – в основном работники ООО «Газпром Добыча Астрахань» и железнодорожники. 

В результате ДТП девять из десяти вагонов электропоезда сошли с рельсов. Только чудом удалось избежать опрокидывания. Первый вагон вышел за габарит соседнего пути, где находилась дрезина АДМ.
Именно в головном вагоне было много пострадавших. 

– Просто кошмар, что там творилось: всё перевёрнуто, кругом разбросаны осколки, стонут раненые, – рассказывает Александр Аркадьевич.

В ожидании приезда медиков те, кто был в состоянии двигаться, оказывали первую доврачебную помощь наиболее пострадавшим пассажирам. Александр пришёл на выручку мужчине, которому, словно тисками, зажало креслами ногу. Люди проявляли выдержку. Паники не было.

Плохие вести разлетаются быстро. По местному радио моментально передали информацию о случившемся. Александр, выбрав минуту, позвонил жене. И очень вовремя: Алла не находила себе места, услышав страшную новость.

Сумерки сгущались быстро и вскоре превратились в непроглядную ночную тьму. Сильный порывистый ветер усиливал мороз. Первая помощь пришла с газоперерабатывающего завода, который находится в нескольких километрах от места аварии. К месту трагедии оперативно прибыли руководители Астраханского региона Приволжской магистрали, сотрудники МЧС, ГИБДД, машины скорой помощи. Пассажиров электрички, которым не требовалась медицинская помощь, вывезли автобусами в Астрахань. 

Для ликвидации последствий крушения прибыл Астраханский восстановительный поезд. На морозе и обжигающем ветре восстановители работали всю ночь и к девяти утра подняли последний сошедший с рельсов вагон. В результате аварии оказалось повреждено более 300 метров пути и пять стрелочных переводов. 

Дорога по наследству

После случившегося у локомотивной бригады начались бесконечные опросы, снятие показаний, поездки на медицинское освидетельствование.

– ДТП произошло в 17.32, по домам нас отпустили спустя одиннадцать часов – в половине пятого утра, а уже на 6.30 был назначен разбор, – вспоминает Александр Служеникин. 

В депо машинисту и помощнику предоставили отпуск... за свой счёт, а единственную путёвку на восстановительное лечение в санатории «Волжские дали» локомотивная бригада разделила по-братски – пополам. 

Впрочем, жалеть себя – не в характере локомотивщиков. Ведь эту профессию выбирают только сильные духом. К примеру, наш герой служил в десантно-штурмовой бригаде на Дальнем Востоке. А с выбором железнодорожной профессии он определился ещё в детстве.

– Железная дорога досталась мне «по наследству»: отец Аркадий Иванович всю жизнь отработал машинистом в астраханском депо. И вот когда он впервые прокатил нас с братом с «водяным» поездом, я точно решил: буду водить поезда! – рассказывает Александр. – Брат Михаил развивает своё дело, но и ему до сих пор снятся локомотивы, говорит, даже во сне чувствует запах креазота, которым раньше пропитывали шпалы...

– Я считаю, каждая поездка машиниста – это риск, ведь никогда не знаешь, что может произойти в пути, – уверена Алла Служеникина. – После этого инцидента у мужа даже мысли не возникало, чтобы оставить профессию. Более того, наш сын Аркадий продолжил династию и стал машинистом, недаром в честь деда назвали!

За двадцать лет работы у Александра, как и у любого локомотивщика, бывало всякое. К примеру, однажды в поездке пришлось тушить пожар.

– Это сейчас тепловозы отличные, а тогда, в конце прошлого века они ходили на «последнем издыхании», – вспоминает Служеникин. – На опробовании тормозов разогнались на перегоне Аксарайская – Досанг, и у локомотива загорелась задняя секция. А за спиной у нас – наливной состав, 40 цистерн с бензином! Мы отцепили вагоны и оставили их на станции, а тепловоз отогнали на безопасное расстояние, только вот тушить его было нечем. Хорошо, март на дворе был – песком забрасывали, да дежурная по станции прибежала, огнетушитель принесла...

Этот эпизод приключился, когда Служеникин был ещё помощником. Десять лет отработал он в паре с машинистом Юрием Владимировичем Мергуновым.

– Такой срок для локомотивной бригады и сейчас редкость, а тогда, без психологов да тестирований, и подавно. Видимо, характерами сошлись, – считает Александр. 

С 2007 года Служеникин работает в пригородном сообщении. Особое напряжение, по его словам,  локомотивная бригада испытывает при проследовании переездов в городской черте.

– Едем сегодня, например, к переезду Астрахань-1, а через пути идёт пешеход. Мы ему «тифоним», а он не реагирует – в наушниках, видимо, – переживает Александр Аркадьевич. – И такие стрессы случаются у нас чуть ли не каждый день.

В месяц бывалый машинист накатывает на электричке по 150 часов и передаёт свой опыт и знания молодому помощнику Анатолию Цыганову. За высокие достижения в труде и проявленную инициативу при выполнении производственных заданий Александр Аркадьевич награждён почётной грамотой ОАО «РЖД». Впрочем, главным достижением он считает свою крепкую семью.

– В этом году будет тридцать лет, как мы с Аллой женаты. У нас взрослый сын Аркадий и дочка Оля, две внучки Тома и Милана, – радуется наш герой. – Все живём под одной крышей на второй Астрахани. Наш дом – это место, где всегда тебя ждут и куда хочется возвращаться.

Автор: Екатерина Кобзева