Из искр не возгорелось пламя Вперёд

Из искр не возгорелось пламя

Нина Мысливцева, Дежурный по переезду

Дежурный по переезду Нина Мысливцева не пропустила поезд с угрожающей неисправностью

Коня на скаку остановить – безусловный пример женской доблести. А если грузовой состав с густым снопом искр из-под колёс?.. Сказать, что испугу и волнению в этой ситуации не было места, значило бы покривить душой.

Ещё бы, за десять лет работы дежурным по переезду Нина Мысливцева впервые увидела такую картину. А вот то, что справилась и растеряться себе не позволила, это в точку.

Без паники и суматохи
Действовала чётко, быстро отреагировав на нештатную ситуацию и тем самым предотвратив угрозу безопасности движения поездов. Это – оценка из ходатайства начальника Валуйской дистанции пути Александра Момотова о поощрении дежурного по переезду 15-го линейного участка Нины Мысливцевой. Приказом начальника дороги Анатолия Володько её поступок отмечен знаком «За безопасность движения» с денежной премией.

– Я просто выполняла свою работу согласно должностной инструкции, – скромно отвечает на поздравления награждённая.

16 марта заступила в ночь, как положено приняла дежурство, события которого потом в подробностях легли в рапорт. На железнодорожном переезде 714 км перегона Валуйки – Рай в 21.54 взмах жёлтого сигнального флажка приветствовал проходящий нечётный грузовой состав, как вдруг в темноту сумерек врезались осколки искрения под четвёртой осью колёсной пары.
Об увиденном Нина Мысливцева немедленно доложила дежурному по станции Волоконовка Смолка и машинисту поезда № 3255 Ярмонову. Номер и фамилию она узнала позже, когда внимательно ловила и на всякий случай, чтобы быть в курсе происходящего, записывала для себя каждое слово поездной радиосвязи:
– Поезд остановился на 716 км пикет 7. Вначале ходил помощник, а потом состав осматривал сам машинист. Вернулся и доложил поездному диспетчеру Светашовой, что в некоторых вагонах ползуны, выкрашивание металла. На станцию Рай они отправились с задержкой на 1.18. По радиосвязи слышала, что туда прибыл вагонник. Когда проверили неисправный вагон, выяснилось: в нём заклинил авторегулятор.

Не горит буферный фонарь на тепловозе, рассыпается груз, образовались ползуны или отсутствует хвостовой сигнал – с этими и другими неполадками в практике своей работы Нине Мысливцевой приходилось сталкиваться, докладывать о них, записывать замечания в специальный журнал. А вот такое крупное ЧП случилось впервые и стало серьёзным испытанием, к которому бдительный дежурный по переезду оказалась готова и выдержала его с честью.

Цветочный оазис
Густой поток самого разномастного транспорта – от велосипедов и легковушек до грузовиков и больших автобусов – напряжённое движение через железнодорожный переезд обусловлено близостью посёлка. Чистый, ухоженный, утопающий в цветах и зелени – таким встречает он водителей у Волоконовки.

Своеобразную визитную карточку дополняет обилие цветов, которое проникло в опрятное помещение. И всё это заслуга заботливых женских рук. Вместе с Ниной Мысливцевой неустанную вахту здесь несут дежурные Любовь Фунтикова, Зоя Гамаюнова, Анастасия Скорницкая.

Вся их жизнь строится по одному графику: в день заступают с восьми часов, в двадцать сменяются, отдыхают и – в ночь с двадцати до восьми, затем следуют отсыпной и выходной. 
Моя собеседница рассказала, из чего складываются обычные рабочие будни на переезде, как дежурные начинают день с осмотра закреплённых участков, закручивают болты, красят столбики, чистят крышки УЗП и желоба, пути от снега зимой, подметают, убирают, а самое главное – следят за безопасностью движения от гужевого транспорта до поездов. О трудностях разглагольствовать не стала, дескать, уже привыкли, да и приятно, радостно приносить пользу людям.

К сожалению, лихачей, норовящих проскочить на красный сигнал светофора, с годами меньше не становится:
– Во время моей смены перевернулся автомобиль с пьяным водителем, сбил два габаритных столбика и лёг на пути. Благо, дело было к утру, поезда в то время не ходили. Сообщила дежурному по станции Волоконовка, вызвала милицию, быстренько ликвидировали неисправность. 

Данные о нарушителях направляем в дистанцию пути, ГИБДД, раздаём памятки, инструктируем водителей.

Девчата у нас очень дружные, все работают хорошо. Своими силами сделали ремонт, разобрали печку, поклеили обои, повесили шторы, оборудовали шкафчики…

Кирпичи из печи пригодились, когда разбивали клумбы, также приспособили под них автомобильные шины. Сошли снега, и совсем скоро засияет весенними красками их цветоч-ный оазис.

Девчонка-хуторянка
На хуторе Столбище Волоконовского района её родители всегда были в большом почёте. Хозяйство семья держала большое: корову, свиней, кроликов. Вместе со старшим братом помогали родителям. К труду дев-чонку-хуторянку приучали с детства, и эта привычка потом очень пригодилась на «железке», куда её вывел поворот судьбы:
– Обучалась в обоянском СПТУ-19 на мастера-плодоовощевода. Совсем недолго пришлось потрудиться по специальности в совхозе «Харьковская овощная фабрика», а потом отец сильно заболел, бросила всё и приехала к нему. 

Сестра Татьяна работала на стрелках, и я 27 ноября 1979 года устроилась стрелочницей на станцию Волоконовка. Нет, не жалею, что вернулась, всю жизнь отдала железной дороге. Она тоже мне многое дала, главное – послала хороших людей.

На стрелочном посту её приметила техник дистанции пути Раиса Цапкова, которая собиралась на заслуженный отдых, и предложила занять своё место. Уж очень приглянулись трудолюбие, ответственность и другие качества сноровистой девушки, без которых в путейском деле никуда. 

Нина дала согласие, приняв эстафету из её рук 2 января 1984 года (тогда с новогодними праздниками не затягивали).

Новая стезя потребовала соответствующего образования, и Мысливцева заочно окончила Острогожский колледж по специальности «Строительство железнодорожного пути и путевое хозяйство».

– Рельсы, плети, шпалы – всё было на наших плечах, – вспоминает нелёгкие заботы техников, – а в 2006-м пришлось уйти по семейным обстоятельствам, да и поезда отменили, добираться утром на работу стало большой проблемой. Спасибо начальнику Валуйской дистанции пути Александру Катунину – перевёл меня на должность дежурного по переезду.

Крестьянские хлопоты, заботы о хозяйстве не оставляет и по сей день, Нина живёт с сыном Александром в частном доме в селе Новорождественка Волоконовского района. Давно осталась без мужа, двух детей поднимала сама, и вот уже судьба наградила её двумя внучками трёх и десяти лет. «Отличница!» – звучит гордо о старшенькой.

Время оформляться на пенсию подошло незаметно.

– Хотелось бы до конца года поработать, – сказала на прощание. – Я всем довольна: платят всегда вовремя, получила премию за аварийную работу, путёвки в санатории – пожалуйста!
Нина Мысливцева надеется, что свою символическую эстафетную палочку, а вместе с ней и богатый опыт, сможет передать дочери Елене – экономисту с высшим образованием, окончившей Белгородский государственный университет. Ставшее уже семейным дело должно продолжиться.

Автор: Галина Мостипан