Горячий пост Октябрьская магистраль

Горячий пост

Людмила Соловьёва, дежурная по переезду

Дежурная по переезду Людмила Соловьёва спасла несколько человеческих жизней

Если бы дежурным по переезду давали медали за спасение погибавших, то их у Людмилы Соловьёвой, отработавшей уже почти 35 лет на переезде 9-го км перегона Удельная – Озерки Зеленогорской дистанции пути, было бы не меньше десятка. Но отсутствие таких государственных наград не беспокоит Людмилу Николаевну. Ведь у неё есть награды от компании «РЖД», которая ценит и уважает труженицу магистрали за преданность и ответственность.

Переезд 9-го км скоростного хода ОЖД, расположенный близ станции Удельная, уже больше полугода закрыт для движения автотранспорта. Причина тому – строительство здесь путепровода. Кто-то из железнодорожного руководства, проводившего проверку на переезде, спросил Людмилу Николаевну, чем она теперь занимается на закрытом переезде. Не видел он, к сожалению, как часто приходится ей спасать пешеходов, утративших в связи с отутствием автомобилей некоторую бдительность. Да, автотранспорт здесь теперь не ездит, но поезда идут так же часто. А значит, обеспечение безопасности на этом переезде требует немало сил и решительности. 

– Мужчина шёл прямо по путям, что-то бубнил себе под нос, на мои предупреждения о приближающемся поезде не реагировал, – рассказывает Людмила Соловьёва. – Пришлось его выдёргивать чуть ли не из-под колёс состава.

 Среди множества прохожих в этот момент у переезда находилась инспектор службы охраны труда Октябрьской дороги. Подойдя к дежурной, она похвалила её за оперативность и чёткость действий в критической ситуации. Имени инспектора Людмила Николаевна не запомнила, но благодаря тому, что та стала свидетелиницей спасения человека, Соловьёвой и вручили очередную грамоту.

– В такие моменты, когда счёт идёт на секунды и заградительную сигнализацию включать уже нет смысла, испугаться не успеваешь. Ни за себя, ни за человека. Надо просто действовать, причём одной, без чьей-либо подсказки, – говорит Людмила Николаевна.

И тут же вспоминает совсем свежий случай, когда спасать пришлось не здорового мужчину, а инвалида. Он ехал по пассажирской платформе, как вдруг, наткнувшись на какой-то камушек, колесо его инвалидной коляски свернуло не в ту сторону. Человек упал прямо на пути. Коляска – в одну сторону, он – в другую.

Переезд в те минуты был закрыт, вот-вот его должен был пересекать скоростной поезд «Аллегро», на пути движения которого и оказался инвалид.

Людмила Николаевна сбежала вниз. Прохожие помогли ей поднять и мужчину, и его коляску. Успели. Поезд пронёсся мимо. Все остались живы.

По словам моей собеседницы, хлопот у дежурных этого переезда прибавилось после того, как несколько лет назад неподалёку открылся рынок. Самые проходные дни – выходные. Пенсионеры, молодые мамы с колясками и инвалиды спешат на рынок с разными целями. Последние едут туда не только для того, чтобы сэкономить при покупке продуктов, а ещё и чтобы милостыню попросить. После дня, проведённого на морозе или под палящим солнцем, внимательность у них ухудшается. Не глядя по сторонам, они спешат домой. Забывая порой об опасности, которую таит в себе каждый переезд. А ведь этот, к тому же, находится на скоростном ходу. Только для пропуска «Аллегро» он закрывается несколько раз в сутки. А сколько через него проходит других поездов! Общее время закрытия составляет несколько часов, что не нравится как автомобилистам, так и простым прохожим.

– Спорят, иной раз требуют открыть переезд, потому что поезда на горизонте ещё не видно, – рассказывает Людмила Соловьёва. – Но у нас всё автоматизировано. Единственное, что я могу сделать, это сорвать пломбу и включить заградительную сигнализацию. Но делается это только в чрезвычайных ситуациях.

К такой дежурная отнесла старый случай, когда во время ремонта одной из полос движения автотранспорта машины приходилось пропускать в очередь по неправильной стороне. Какой-то лихач решил обогнать всю вереницу машин и, не обращая внимания на предупредительные сигналы дежурной и знаки на дороге, двинулся вперёд по ремонтируемой стороне. Наехал на неисправную плиту, а та – раз! – и поднялась. Ни туда, ни сюда машина тронуться не могла. А через 15 минут поезд должен пройти. Кое-как вместе с ремонтной бригадой вызволили машину из плена, задержав поезд только на 5 минут. А водитель, нет бы урок извлечь да поблагодарить тружеников магистрали за помощь, подал на железнодорожников в суд! Дескать, плита эта дно его машины поцарапала. 

– Пришлось мне в суде свидетельствовать, – говорит Людмила Николаевна. – Суд, конечно, тот парень проиграл. Ведь его никто не просил правила нарушать.

С некоторой ностальгией вспоминает дежурная то время, когда она только пришла работать на переезд, где и движение было ещё не таким интенсивным, и вокруг не город стоял, а деревушка:
– Когда замуж вышла, муж-машинист принёс с работы газету «Октябрьская магистраль», – улыбается Людмила Соловьёва. – Там я случайно увидела объявление, что на этот переезд требуется дежурный. Решили с супругом, что вариант неплохой. И график работы хороший – дочерей в школу и на секции водить успевала. И до дома недалеко.

Эти обстоятельства заставляли Людмилу Николаевну впоследствии отказываться от неоднократных предложений руководства перейти на работу в офис.

– Да, приходится постоянно находиться около сигнальной кнопки, а ещё успевать и на территории навести порядок, и документацию заполнить. Но на другом месте я себя уже не вижу. Я не карьеристка.

Вспоминает наша героиня своё боевое крещение, после которого поняла, как много ответственности за жизни других людей лежит на её плечах.

– Это одна из моих первых смен была. Шёл к переезду с другой стороны от нашего поста человек с авоськой, в ней хлеб был свежий, его аромат до сих пор помню. Я ему кричу, что поезд приближается, а ему хоть бы что – идёт себе. Это предупреждение было для него последним. На моих глазах мужчину сбил состав. Куски хлеба разлетелись по сторонам. С тех пор я не медлю ни секунды, бьюсь за жизнь каждого до последнего.

Особенно трепетно относится наша героиня к детям, которые не могут реально оценивать опасность игр на путях и катания на грузовых поездах.

– Недавно на грузовом поезде, перевозившем лес, ехала целая компания ребят, – негодует Людмила Соловьёва. – Восседают на брёвнах, ещё и руками мне машут! Я сразу сообщила дежурной по станции. Успели снять «гастролёров», не дошло до беды.

Счёт спасенных Людмила Николаевна не ведёт. Бывают и такие абсурдные случаи, когда люди просят не мешать им вершить свою судьбу:
– В прошлую смену чудом выживший велосипедист прямо под поезд ехал. Я ему кричала что есть сил, а он мне ответил: «Это моя жизнь! Не лезьте!», – удивляется такому поведению Людмила Николаевна. И всё равно продолжает лезть, потому что и инструкция, и собственная совесть не позволяют попустительствовать таким безумцам.

Автор: Надежда Дорощенко