Действовала по инструкции Северная магистраль

Действовала по инструкции

Виктория Кузьмина, Дежурный по станции Виледь

Бдительность дежурной по станции Виледь Виктории Кузьминой помогла предотвратить беду

24 марта. Обычный рабочий день дежурной по станции Виледь Виктории Кузьминой. Встретила и проводила уже десятка два составов, каждый раз совершая доведённые до автоматизма за годы службы действия: убедиться, что прибыл в полном составе, в наличии хвостовые сигналы, нет неисправностей, угрожающих безопасности движения...

Стрелки часов двигаются к шести вечера. Смена близится к завершению. Виктория встречает очередной пассажирский поезд, № 375, следующий из Воркуты в Москву. Вдруг услышала у восьмого вагона посторонний звук, не характерный для движущегося поезда.

Дежурная немедленно сообщила по радиосвязи машинисту и поездному диспетчеру о замеченной неполадке. 

В это же время дежурный проводник вагона № 7 Юлия Петряева обратилась к начальнику поезда и электромеханику с сообщением о странной вибрации под вагоном.

– Я направился к радиосвязи, чтобы связаться с машинистом и принять меры по остановке поезда, – вспоминает начальник поезда Владлен Тихонов. – И в эту же минуту он проинформировал меня об остановке по сообщению дежурного по станции.

На перегоне Виледь – Черёмуха поезд был остановлен. При осмотре машинист Андрей Иванов и начальник поезда Владлен Тихонов обнаружили под одним из вагонов обрыв корзины муфты привода генератора. Болтавшаяся деталь могла оторваться в любой момент и грозила безопасности движения поезда. 

– Неполадку мы с поездным электромехаником устранили, сняв корзину, – поясняет машинист Иванов. – Безопасности движения ничего не угрожало, и поезд отправился на станцию Котлас-Южный. 

Вынужденная стоянка поезда составила 17 минут. К Котласу поезд нагнал потерянное время и уложился в расписание. На станции уже ждала бригада осмотрщиков-ремонтников вагонов с  новой деталью.

– Узнав о неполадке в приближающемся пассажирском поезде, предприняли все меры, чтобы как можно быстрее исправить ситуацию, не допустить отставания и нарушения безопасности, – рассказывает старший осмотрщик вагонов пункта технического обслуживания станции Котлас-Южный эксплуатационного вагонного депо Сольвычегодск Александр Лаврунов. – До прибытия подобрали деталь именно для этой модификации поезда. Бригада из пяти человек провела полный осмотр четырнадцати вагонов и за восемь минут произвела замену повреждённой детали. 

– Как выяснилось, произошёл излом кронштейна крепления предохранительной корзины муфты генератора по сварному шву, – пояснил мастер ПТО Александр Ярыгин.

В 19:57 поезд с гарантированной безопасностью точно по расписанию отправился в путь.

Александр Лаврунов позвонил внимательному дежурному по станции и выразил благодарность за бдительность.

– По данному случаю была создана специальная комиссия. Обслуживание привода генератора в пути следования возложено на поездного электромеханика, технический осмотр и уход в пунктах формирования и оборота – на работников пункта технического обслуживания. Проводник вагона должен следить за работой привода, при обнаружении неисправности вызвать электромеханика или начальника поезда и, если необходимо, принять меры к экстренной остановке поезда, – говорит Владлен Тихонов. – Считаю, что в данной нештатной ситуации все участники перевозочного процесса действовали оперативно и грамотно, показали себя с лучшей стороны. Дежурная по станции проявила бдительность и скорость принятия важных решений. Локомотивная бригада, вагонники и движенцы приложили все усилия, чтобы поезд уложился в расписание. 

Начальник поезда благодарен и своей бригаде за хорошее выполнение обязанностей и профессиональную работу с пассажирами во время вынужденной остановки, которая помогла избежать волнений.

Владлен Тихонов рассказал, что в той поездке среди пассажиров оказался инструктор локомотивных бригад, который оставил положительный отзыв поездной бригаде за грамотные действия по сокращению возможного отставания в пути следования.

Виновные в неполадке непременно будут найдены. За допущенную угрозу безопасности движения будут применены соответствующие меры. Но, согласитесь, вовремя обнаружить неисправность и предотвратить возможные негативные последствия не менее важно.

Начальник станции Виледь Маргарита Губанова направила ходатайство в Сольвычегодский центр организации работы железнодорожных станций о поощрении дежурной по станции. 

– Бдительность дежурного по станции очень важна для обеспечения безопасности движения поездов, особенно пассажирских, – подчеркнула Маргарита Губанова. – Виктория Кузьмина трудится в этой должности уже более 25 лет. Она опытный работник и отлично знает своё дело. В 2014 году её трудовые успехи были отмечены Почётной грамотой. Думаю, что она заслуживает награды за добросовестное исполнение служебных обязанностей и проявленную бдительность, которая позволила предотвратить беду и обеспечить безопасное движение пассажирского поезда. 

Виктория считает, что правильно выполнила собственную работу, хотя признаётся, что приятно, когда труд отмечает начальство. 

– Действовала по инструкции, – говорит Виктория Кузьмина. – Сколько бы поездов в смену через станцию ни прошло, необычный звук всегда распознаю. За годы работы дежурной по станции это первый случай. Но мне не казалось, что я «совершаю героический поступок», «предотвращаю беду». Просто, как и положено, сообщила о неисправности. К счастью, всё обошлось. Даже удивительно, что теперь такое внимание к этому случаю. И машинист поезда поблагодарил, сказал, что вовремя обратила внимание, и вагонники благодарили, и газета вот интересуется...  

В послужном списке Виктории Кузьминой одна должность – дежурный по станции. После окончания Ухтинского техникума железнодорожного транспорта несколько месяцев работала на станции Светик Сольвычегодского отделения дороги. Затем недолго «дежурила» по станции Кивер. А с 1990 года работает дежурным по станции Виледь. 

– Не хочу ничего менять. У меня замечательная работа, всегда в движении, голова постоянно должна работать, – говорит Виктория. – Люблю свою станцию, коллектив, который уже крепко сформировался за два десятка лет. Наверное, мне повезло в жизни. 

Виктория считает, что даже в одной должности можно постоянно расти. Тем более в должности дежурного по станции – здесь важно сохранять внимательность и понимать огромную ответственность. 

– Стабильность – это хорошо, за это многие и любят железную дорогу, – говорит дежурный по станции.

Почему ещё в юности, живя в Усинске, выбрала профессию железнодорожника и поехала учиться в Ухту, Виктория сейчас объяснить не может. Тянуло и всё. Освоила специальность «Эксплуатация железных дорог». Получила квалификацию «техник-эксплуатационник». 

– По окончании техникума можно было освоить различные профессии, например, приёмосдатчика груза и багажа или билетного кассира, – говорит Виктория. – Но на втором курсе у нас была ознакомительная практика. Увидела, как работает дежурный по станции Ухта, и сразу поняла, кем хочу быть. Через несколько лет прошла в том же техникуме переподготовку по специальности «дежурный по станции». Это моя профессия, и в другом деле себя не представляю.

Возможно, на выбор повлияли и рассказы деда-машиниста. Леонид Филоненко 25 лет водил поезда, начинал ещё на паровозах. 

– Весёлый был дед, из рейсов часто возвращался с историями, прибаутками, – вспоминает Виктория. – Он работал и на пенсии. Никогда не унывал, не жаловался. Может, поэтому сложилось светлое, доброе восприятие железной дороги. 

Это ощущение Виктория бережно хранит в душе. Она сама по натуре светлый, оптимистичный человек, способный видеть радость в повседневных заботах. Спешит на работу, с интересом размышляя о новом дне. А после двенадцатичасовой рабочей смены выгуливает любимую собаку – «двортерьера» Фреда. Зимой в свободное время катается на лыжах и коньках.

Сын Владимир по стопам матери не пошёл – выбрал сферу торговли. 

– Это даже неплохо, – рассуждает Виктория. – Я меньше за него волнуюсь. Работа железнодорожника очень интересная, но требует много сил, полной отдачи и огромной ответственности. Здесь безопасность и бдительность превыше всего.

Автор: Галина Лавриненко, Тамара Шарова