Живу без оглядки на время Забайкальская магистраль

Живу без оглядки на время

Любовь Шульгина, инженер по охране труда Карымской дистанции пути

Любовь Шульгина вот уже 20 лет отвечает за охрану труда в Карымской дистанции пути

Быть ответственным за охрану труда на крупном предприятии – это всё равно что находиться на вулкане, который может взорваться в любую минуту. А что, если на этом “вулкане” находится, да ещё не одно десятилетие, женщина, которой не один раз за это долгое время доводилось “предотвращать взрывы”?

12 апреля 2016 года в холле конторы Карымской дистанции пути на самом видном месте мы увидели набранное крупным шрифтом информационное сообщение: “Работаем без травм 4089 дней”.

Такие сообщения ежедневно вывешивает инженер по охране труда дистанции Любовь Шульгина. Если эти тысячи дней перевести в годы, то получается, что работники Карымской дистанции пути не допускают травматических случаев вот уже 12-й год. Давайте, по обычаю, на всякий случай, постучим пальцами по столу, и затем поинтересуемся, как карымчанам удаётся держать такую высокую планку в охране труда.

– Секрета в этом у нас нет, – сказала заместитель начальника Карымской дистанции пути по кадрам и социальным вопросам Татьяна Рютина. – Любовь Шульгина отвечает у нас за охрану труда ровно 20 лет. В линейных предприятиях Забайкальской дирекции инфраструктуры нет ни одного соответствующего специалиста с таким внушительным стажем. А ведь это очень трудная должность, требующая предельной ответственности и большого нервного напряжения. В 2012 году Любовь Николаевну наградили знаком ОАО “РЖД” “За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет”. А всего она работает у нас в дистанции 37 лет. Нам трудно будет найти замену этому специалисту – потребуются годы, чтобы подняться до такого высокого профессионального уровня.

Любовь Николаевна, несмотря на столь лестную оценку, высказала иное мнение.

– Хотя я 20 лет в этой должности, но, думаю, не знаю ещё многого, – считает она. – Нормативная база меняется постоянно, за всем этим сложно уследить. Поэтому приходится непрерывно учиться. Не чураюсь обращаться за консультациями в другие дистанции пути, к молодым инженерам по охране труда. Если нужна помощь, звоню по всей дороге – мы, инженеры по охране труда, всегда помогаем друг другу.

Любовь Николаевна говорит, что чувствует хорошую поддержку со стороны коллектива. Дорожные мастера знают, что могут позвонить ей в любое время и по любому вопросу. А если отправляют к ней на экзамен монтёра пути или бригадира, то, как правило, они подготовлены на 100%, ибо всем известно, что спрос со стороны Шульгиной будет строгим.

– До каждого нового работника стараюсь донести, что железнодорожный транспорт – это зона повышенной опасности, – говорит она. – Все правила по охране труда написаны кровью. Их надо знать, чтобы сохранить свою жизнь, не обездолить родных, не испортить репутацию руководителям.

Сегодня Любовь Николаевна не видит нерешаемых вопросов в своей работе. Возникают проблемы с обеспечением спецодеждой – из-за нехватки комплектов особо малых или больших размеров. Нужные размеры обязательно изыскивают на дороге по разным складам, так как выпускать человека на работу без спецодежды категорически запрещено.

– В этом вопросе хорошо помогает служба пути, где за охрану труда отвечает Вера Вологдина, человек с большим опытом, отзывчивый, – говорит Любовь Шульгина. – Большую поддержку получаем от начальника службы охраны труда Забайкальской дирекции инфраструктуры Александра Обухова. К нему можно обратиться с любым вопросом. Нравится работать с ведущим инженером дирекции инфраструктуры Мариной Номоконовой. Она помогает в проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах. За два последних года такая оценка проведена в дистанции на 148 рабочих местах, что позволило определить степень воздействия на работников таких негативных факторов, как, например, вибрация, шум, загазованность. Эта работа будет продолжена, а в 2017 году она распространится и на рабочие места специалистов, использующих компьютерную технику.

В прошлом году в дистанции была внедрена “Комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте”. Она позволяет в режиме реального времени отслеживать состояние охраны труда на всех участках дистанции. Каждый работник дистанции имеет право внести в специальный журнал соответствия свои замечания по охране труда. Дистанция заказала для изготовления и скоро получит специальные стенды, отражающие работу этой системы. Они будут установлены не только в помещении конторы дистанции, но и на каждом линейном участке. С помощью разноцветных карточек на “кресте” (в такой форме на стенде отображены дни текущего месяца) ежедневно фиксируется состояние охраны труда. Если выставлена зелёная карточка – всё в порядке, а если иного цвета – то смотри в журнале запись о допущенных нарушениях.

– Сам стаж работы Любови Николаевны о многом говорит, – сказал главный инженер Карымской дистанции пути Василий Гусляков. – А ведь ей приходится решать много проблем, осваивать новые знания. Я получаю от неё большую поддержку в вопросах охраны труда. Она передала мне свой богатый опыт, оказывает во всём помощь, всегда готова задержаться на работе, выйти в выходные дни и праздники. Человек ответственный, всё делает вовремя. Нас проверяли комиссии дирекции инфраструктуры, службы охраны труда, Роспрофжел – было отмечено, что работа по охране труда организована на должной высоте. Ещё скажу, что Любовь Николаевна имеет замечательные человеческие качества. У меня недавно родился сын, в воспитании которого мы получили от неё много ценных советов. Она сама вырастила двоих детей, а сейчас воспитывает внука.

– Любовь Николаевна всегда выслушает, всегда поможет словом и делом, без внимания никого не оставит, – говорит председатель профсоюзной организации дистанции Светлана Мохиянова. – Конечно, бывает, что и вспылит, но по делу, и отходчивая она. Работники дистанции относятся к ней хорошо, доброжелательно. Любовь Николаевна такой человек, что располагает к себе. Она член профсоюзного комитета дистанции. Отвечает за охрану труда, но фактически активно участвует во всех профсоюзных делах, не жалея личного времени.

– А что время? – говорит Любовь Шульгина. – Коллектив у нас один, мы все члены профсоюза. Поэтому никогда не отказываемся помочь, если профком просит. Председатель профкома привлекает к общественной работе всех инженерно-технических работников. А в сложных ситуациях по вопросам охраны труда находим с профсоюзом компромиссы. Ведь приходится порой, если человек с первого-второго раза не понимает, лишать его, уже без лишних разговоров, талона предупреждения за нарушение правил охраны труда.

– А как вы стали железнодорожником? – задаю наш традиционный вопрос Любови Николаевне.

Она, оказывается, родилась не в Забайкалье. Ей было 15 лет, когда родители по совету маминой подружки переехали из-под Ленинграда в Карымскую. Родители стали работать строителями. Семья на первых порах жила в вагончике, вокруг которого отец разбил огородик, и у них была с него своя зелень на столе. Потом они получили трёхкомнатную квартиру. Но отец трагически погиб, и тогда Любе, самой старшей из четверых детей Шульгиных, пришлось оставить дневную школу и стать почтальоном. Нужно было помогать матери, которая очень сильно болела. Юную девушку с огромной сумкой с газетами и журналами вскоре приметили сотрудники районного военкомата и пригласили к себе на работу. Ей выдали военный билет, присвоили звание старшего сержанта, но вскоре она вышла замуж и родила. Когда была в декретном отпуске, соседка попросила подменить её в дистанции пути, где она работала кассиром и вот уже два года не отдыхала. Люба пришла в дистанцию на полтора месяца, чтобы просто подработать немного, а осталась на всю жизнь.

Начальник дистанции отговорил работящую и исполнительную девушку возвращаться в военкомат, а предложил должность техника в техотделе, несмотря на то, что у неё не было никакого путейского образования.

– Моим первым наставником стал заместитель начальника дистанции по пути Дмитрий Рыжков, – вспоминает Любовь Николаевна. – Я ведь даже не могла тогда отличить чётный путь от нечётного, а при слове “окно” в моём воображении рисовалась иная картина, далёкая от путейского дела. Дмитрий Макарович показывал и объяснял мне назначение каждой детали верхнего строения пути. Он потом, когда я уже стала настоящим путейцем, всегда и всем с гордостью говорил, что я его ученица. Сегодня на фасаде конторы дистанции прикреплена мемориальная доска в честь Дмитрия Рыжкова, всю жизнь проработавшего в нашем коллективе, куда он пришёл в годы войны, когда его комиссовали из армии. Я благодарна жизни за то, что мне всегда очень везло на хороших людей. Это я могу сказать и в отношении более десятка начальников нашей дистанции пути, с которыми мне довелось работать за пролетевшие десятилетия.

На следующий год Люба поступила заочно в железнодорожный техникум на отделение строительства и эксплуатации железных дорог. Её вскоре повысили, сделав старшим техником. А потом, будучи уже инженером по охране труда, она заочно поступила в железнодорожный институт и окончила его.

С годами Любовь Николаевна стала членом большой железнодорожной династии Шульгиных. Её муж работал в дистанции бригадиром пути. Его родители были железнодорожниками. Брат и сестра работают на железной дороге. Сын и дочь тоже железнодорожники и работают вместе с нею в Карымской дистанции пути – монтёром пути и сигналистом, соответственно. Сын окончил техникум и намерен получить высшее железнодорожное образование. И хотя её старшие внуки поглядывают нынче в другую сторону от железной дороги, но у них вся жизнь впереди, и вполне возможно, что судьба приведёт на стальную магистраль и их.

А Любовь Николаевна говорит, что если бы жизнь могла повториться, то она, пожалуй, не отказалась бы вновь пройти по пути, который стал для неё главным.

Автор: Валерий Беломестнов