Он принял удар на себя Восточно-Сибирский путь

Он принял удар на себя

Алексей Бакшеев, машинист эксплуатационного локомотивного депо Тайшет

Машинист предотвратил беду, которую несли для объектов инфраструктуры Ленского узла набиравшие скорость неуправляемые вагоны

И в наши сегодняшние непростые времена по-прежнему остаются в цене мужество, отвага и решительность – качества, присущие настоящим мужчинам. Таким, как машинист эксплуатационного локомотивного депо Тайшет Алексей Бакшеев, который недавно, в начале этой весны, предотвратил большую беду на рельсах.

То раннее утро 6 марта выдалось хмурым, ненастным. Над маневровым районом Портовая станции Лена нависли тяжёлые снеговые тучи. Мороз поджимал под минус 14, видимость была не более полусотни метров, а сейсмическая активность – нулевой.

Именно таковы были погодные условия, зафиксированные в документах расследования, и разворачивалась драма на Портовой, грозившая обернуться страшной трагедией.

Вагоны «не по адресу»
– Поторопился, бес попутал – не проверил, не убедился, – скажет позже один из виновников чрезвычайного происшествия – составитель поездов с пятнадцатилетним стажем Олег Михайлов.

В техническом заключении по случаю схода вагонов при маневровой работе отмечено, что в маневровом районе Портовая станции Лена с составом из шести вагонов и локомотива серии ТЭМ-2ум № 904 под управлением машиниста Владимира Пестрякова и под руководством составителя поездов станции Лена Олега Михайлова производилась маневровая работа по перестановке группы вагонов с пути №12 через вытяжной путь №17 на путь №14.

При этом составитель поездов, не проверив фактическое положение стрелки № 50 по маршруту следования, доложил машинисту о готовности маршрута.

В результате вагоны после отцепа пошли «не по адресу» – в нарушение плана производства маневровой работы они были направлены на путь № 20 необщего пользования ОАО «Осетровский речной порт» Северного грузового района – вместо пути №14.

В свой путь «совсем не туда, куда надо было» пять порожних вагонов двинулись под уклон, со значительным ускорением – порядка 17 километров в час. Об этом составитель поездов Олег Михайлов через машиниста Владимира Пестрякова срочно предупредил по радиостанции прикомандированного из Тайшета машиниста тепловоза ТЭМ-2 № 6290 Алексея Бакшеева, производившего подачу на пути №20.

– В то раннее утро со станции Лена в маневровый район Портовая прибыл поезд из 70 вагонов, гружённых нефтяной трубой, –  вспоминает Алексей Бакшеев. – Нашей локомотивной бригаде и составителю поездов была поставлена задача его расформировать и частями подать на фронт выгрузки, где находятся портовые краны, перегружающие трубу с вагонов на другой вид транспорта.

Примерно, вспоминает он, в 1 час 07 минут по московскому времени я получил по радиосвязи от машиниста Пестрякова речевое сообщение о том, что на меня движется неуправляемая группа из пяти вагонов.

Раздумывать было некогда: он сразу дал команду своему помощнику Максиму Куклину отцепиться от состава с трубами и приготовить тормозные башмаки, дабы принять меры для остановки движущихся на них вагонов…

После отцепки от состава с трубой (заметим, что это весьма дорогостоящий груз – малейшее его повреждение влечет за собой немедленную выбраковку, и, соответственно, многомиллионные убытки для перевозчика) машинист Алексей Бакшеев вывел локомотив с фронта выгрузки и направил его навстречу идущим «бесконтрольным» вагонам.

Вот уже в предрассветных сумерках впереди мелькнули их тени. Алексей остановил локомотив, но так как увеличивающаяся скорость движения вагонов, минимум расстояния и времени не позволяли уложить тормозные башмаки для остановки вагонов, было принято решение отъехать на безопасное расстояние.

Наконец, с железным лязгом и грохотом в одной из кривых произошло объединение вагонов с локомотивом. В результате сошло с рельсов два вагона из пяти.

Цена верных действий в зеркале цены ошибки
Ревизор по безопасности движения поездов по локомотивному хозяйству по Северобайкальскому региону ВСЖД Михаил Николаев отмечает, что машинист Алексей Бакшеев – честь ему и хвала – надлежащим образом выполнил свои должностные обязанности и предотвратил возможные тяжелейшие последствия для речного порта, Северобайкальского региона и в целом Восточно-Сибирской железной дороги.

Он действовал в этой нестандартной ситуации абсолютно верно – согласно соответствующей инструкции и тем самым спас не только ценный груз, но и жизни многих людей.

Действительно, если бы тепловоз не был отцеплен от состава с нефтяной трубой и не выведен из зоны выгрузки, где стояло пять портовых кранов и работали люди, могла быть большая беда.

Говоря о том, кем и какие нарушения нормативных документов были допущены в ходе этой портовой драмы, впору вообще впасть в шок или транс: опытнейший составитель Олег Михайлов только лично нарушил целых шесть пунктов «Инструкции по производству маневровой работы по станции Лена», и ещё два – вкупе с машинистом Владимиром Пестряковым. Итого – восемь грубейших нарушений.

Машинст при этом также пренебрёг требованиями  пункта 2.8 той же инструкции – при выявлении нарушений со стороны составителя поездов не прекратил манёвры – и не сообщил об этом ДСП и ДСЦ.

Бог весть, каких бы они «наломали дров», если бы на пути № 20 не оказался решительный и смелый машинист Алексей Бакшеев…

Отцовы уроки
Но вернёмся к нашему герою. Он родился и вырос в Тайшете, окончил общеобразовательную школу №5 (11 классов с углублённым изучением математики) и выучился на машиниста в Улан-Удэ.

Большую роль в выборе профессии сыграл пример отца – Валерий Дмитриевич Бакшеев более 25 лет отработал на железной дороге в должности машиниста тепловоза локомотивного депо Тайшет.

Так что с самого раннего босоногого детства Алексею был знаком терпкий запах мазута и креозота, ему нравилась мощь железнодорожной техники и доброжелательная, уважительная атмосфера, царившая в коллективе деповчан.

По достижении возраста он был призван в ряды Вооружённых Сил и попал в танковые войска. Там отцы-командиры привили ему ответственное отношение к служебным обязанностям, ряд прочих умений и навыков, которые всегда могут пригодиться и в ходе боевых действий, и в мирной жизни. Так что, как видим, армейская выучка «выстрелила» в нужное время и в нужном месте.

Конечно, сказался и немалый опыт – Алексей трудится машинистом более семи лет.

На недавнем планёрном совещании начальник эксплуатационного локомотивного депо Тайшет Максим Хлызов вручил машинисту Алексею Бакшееву Почётную грамоту за образцовое выполнение должностных обязанностей по обеспечению безопасности движения поездов и денежное вознаграждение.

В своем тёплом приветственном слове Максим Владимирович особо отметил мужество и решительность Алексея Бакшеева, умелые и оперативные действия которого предотвратили тяжелые последствия и минимизировали ущерб.

Он призвал деповчан брать пример с молодого, но опытного машиниста, не спасовавшего в трудную минуту.

Когда мы поинтересовались, как Алексей добивается стрессоустойчивости и постоянной «боеготовности», столь необходимой работникам хозяйства тяги, он улыбается:
– С детства у меня была тяга к спорту – её мне привил отец, он постоянно участвовал во всех областных и городских соревнованиях. Летом я занимаюсь велоспортом, зимой – лыжами, постоянные атрибуты домашних тренировок – гири и гантели, ещё в школе выполнил нормативы кандидата в мастера спорта по лыжным гонкам. К своим ежевечерним пробежкам постепенно приобщаю супругу Марию и пятилетнего сынишку Сергея...

Соседи по дому № 5, что стоит на улице Валентины Терешковой, даже не подозревают о том, что глава этого весёлого и спортивного семейства на днях совершил настоящий подвиг – рискуя жизнью и здоровьем, принял удар на себя, спас ценный груз и множество человеческих жизней, предотвратил беду неминучую…

Да и сам Алексей считает, что на его месте так поступил бы каждый: мол, на работе может всякое случиться, просто всегда нужно быть готовым к любому повороту событий, сохранять спокойствие и твёрдость духа. Ведь главное в работе локомотивной бригады – слаженность действий, неукоснительное выполнение всех должностных инструкций и взаимное уважение…

Автор: Сергей Ринчинов