Остановка ради жизни Куйбышевский железнодорожник

Остановка ради жизни

Александр Яковлев, машинист эксплуатационного локомотивного депо Самара

За один рейс машинист Александр Яковлев дважды предотвратил трагедию и спас от смерти трех человек

Машинист эксплуатационного локомотивного депо Самара Александр Яковлев в экстремальной ситуации проявил профессионализм и оперативность. Благодаря чёткости и слаженности действий локомотивной бригады удалось спасти самое ценное – человеческие жизни.

Работа Александра предполагает высокую готовность к нестандартным ситуациям. И всё же – когда  машинист видит человека на пути, на принятие решения нужны буквально десятые доли секунды. Ведь и экстренное торможение не всегда помогает предотвратить катастрофу.

За 15 лет работы, как и у большинства коллег, подобные ситуации случались неоднократно, но такого, чтобы за один рейс, да ещё и практически в течение получаса дважды пришлось экстренно останавливать поезд, Александр не помнит.

Для него события, произошедшие 6 марта 2016 г., стали настоящим испытанием на профессионализм.

«Был обычный рейс. Вместе с помощником, Олегом Фёдоровым, нам предстояло провести пассажирский поезд №131 «Орск – Москва» от станции Самара до Пенза-1, – рассказывает Александр. – Выезжали мы ровно в полдень. Ничто не предвещало неприятностей. Была отличная погода, светило солнце, по которому мы успели соскучиться за зиму, и настроение у нас было хорошее. Без всяких замечаний доехали до Сызрани-1. Дальше отправились точно по расписанию, в 15.10. Проехали Сызрань-2 и на выходных стрелках станции я заметил двух девочек, лет 10-14. Их яркие пуховички сразу бросились в глаза. Начал подавать предупредительные сигналы. Сначала подумал, что дети собираются перейти пути, но к моему удивлению, поравнявшись с железнодорожным полотном, они продолжили свой путь прямо по колее. На сигналы девчонки не реагировали, хотя звук такой громкий, что сложно его не услышать. Расстояние между поездом и детьми стремительно сокращалось. Я принял решение применить экстренное торможение. В голове была только одна мысль: «Успеет ли поезд остановиться?» Следуя на тормозах, отчаянно продолжал подавать сигналы в надежде, что девчонки их всё-таки услышат».

Оценив расстояние и отсутствие реакции со стороны детей, Александр понимал, что наезд неизбежен. Но то, что произошло дальше, заставило поверить, что чудеса случаются. В последний момент подружки вдруг оглянулись и увидев, что на них движется поезд, выскочили из колеи. А поезд по инерции проехал ещё несколько метров. Когда состав остановился, помощник машиниста попытался поговорить с беззаботной парочкой. Но от испуга девчонки бросилась наутёк. Догонять их времени не было, надо продолжать движение.

Прошло ещё несколько минут, поезд начал приближаться к следующей станции – Новообразцовая, когда ситуация, от которой локомотивная бригада ещё толком не смогла отойти, повторилась с точностью один в один. 

«Опять же на стрелке, только теперь входной, мы с Олегом увидели идущего рядом с колеёй мужчину, – продолжает свой рассказ Александр. – Я начал сигналить, а он не реагирует. Меня уже трясти начало – от первого ЧП не успели отойти, а тут ещё одно.  И опять машинист, объективно оценив ситуацию, применил экстренное торможение. Так же, как и в первый раз, в самый последний момент, когда расстояние между поездом и пешеходом составляло уже не больше 20 метров, мужчина оглянулся и отскочил».

Когда после остановки поезда помощник машиниста подошёл к нему, выяснилось, что мужчина находился в состоянии алкогольного опьянения. Вдобавок в ушах у него – наушники, из которых раздавалась громкая музыка. Потому-то и не реагировал на сигналы. Олегу Фёдорову пришлось усадить его в кабину и на станции Новоспасское сдать бедолагу, который даже толком не понял, что произошло, в полицию.

«Из-за остановок мы, конечно, выбились из графика и шли с небольшим опозданием. Но больше меня волновало другое, – признаётся Александр. – Экстренное торможение могло сказаться на пассажирах. Поэтому я первым делом поинтересовался у начальника поезда –не было ли жалоб».

Но пассажиры даже не догадывались, из-за чего произошли внеплановые остановки. А  вот локомотивная бригада ещё долго не могла прийти в себя от полученного в течение  получаса двойного стресса.

За проявление инициативы и сохранение жизни и здоровья граждан Александру Яковлеву объявлена Благодарность главного инженера Куйбышевской железной дороги. 

Вручая Александру Благодарственное письмо, начальник службы охраны труда и промышленной безопасности Александр Соколов отметил, что бдительность локомотивных бригад в последнее время возрастает. В прошлом году экстренное торможение применялось 356 раз. В 335 случаях удалось предотвратить наезды. В первом квартале 2016 года травмирование граждан на дороге благодаря грамотным действиям машинистов сократилось на 49%.

Автор: Светлана Мяченкова