Вышневолоцкий эталон Октябрьская магистраль

Вышневолоцкий эталон

Александр Васильев, дорожный мастер

Дорожный мастер Александр Васильев награждён знаком «Почётный железнодорожник ОАО «Российские железные дороги»

В марте дорожному мастеру Вышневолоцкой дистанции пути Александру Васильеву был вручён знак «Почётный железнодорожник ОАО «Российские железные дороги». За долгие годы работы на транспорте Александр Михайлович заслужил немало поощрений от руководства предприятия, территориального управления и Октябрьской дороги. Наконец, получил и эту отраслевую награду – как печать профессионализма самой высшей пробы. Он привык делать всё по высшему разряду. И в главном, и в мелочах.

Задолго до того, как структурные железнодорожные подразделения обязали внедрять японский стандарт 5S (систему организации и рационализации рабочего места), путейцы Вышневолоцкой дистанции могли наблюдать этот инструмент бережливого производства в действии совсем близко. В Бушевце, у дорожного мастера Александра Васильева.

Пошаговых инструкций для своих подчинённых он, конечно, не писал, но все и так с первого слова понимали, что у него каждая вещь знает своё место. Новички, приходящие в этот образцовый путейский коллектив, к порядку привыкали быстро. Тут лопата, тут домкрат, а в этом ящике – мелкие железки. Где взял, туда и положи. Сортировка нужных и не очень предметов, соответственное их размещение. А может, это японцы у Васильева учились? Александр Михайлович смеётся: у русского человека такие элементарные решения на уровне бытового мышления возникают. А японцу нужно под всё научную базу подвести. Особенности менталитета, как говорится.

– По сравнению с текущим содержанием пути поддержание порядка на рабочем месте не требует большого ума. Важно только привычку выработать, – говорит Александр Михайлович. – Главное для путейца всё-таки это работа! Профессиональное мастерство и ответственность за то, что ты делаешь. Как человек приобретает профессиональные навыки? Работает рядом со старшими, опытными работниками, которые могут подсказать, поправить.

Поскольку его участок считается эталонным в Вышневолоцкой дистанции, то сюда и посылают обычно новеньких на стажировку. А некоторые и сами просятся к Васильеву. Монтёр пути с самого начала трудовой деятельности должен иметь образец перед глазами. 

– Атмосфера в коллективе, которым руководит Александр Михайлович, не только способствует профессиональной закалке, но и воспитывает честное отношение к своим обязанностям, – поясняет заместитель начальника дистанции по управлению персоналом Михаил Гусев. – Он у нас – лучший учитель и наставник, пятерых бригадиров пути вырастил. 

Чему он учит в первую очередь? «Каждый день ты должен сделать что-то для обеспечения безопасности движения! Путь постоянно расстраивается, даже если по нему не ходят грузовые поезда. А у нас двойная ответственность – высокоскоростные пассажирские поезда!» – наставляет молодых монтёров мастер. А старые кадры и сами уже давно усвоили особенности содержания пути на главном скоростном ходу Октябрьской дороги Санкт-Петербург – Москва. Своевременно устраняют здесь неисправности 2-й степени, чтобы они не переросли в 3-ю. Тридцатикилометровый полигон от станции Бушевец до Академической участок под руководством Александра Васильева уже в течение многих лет содержит на отлично: балловая оценка состояния пути здесь всегда ниже плановых 11-ти. Неоднократно путейцы из Бушевца выходили в победители дорожного соревнования. А в 2014-м трудовой коллектив был признан лучшим на железнодорожном транспорте, на сети дорог. 

Александр Михайлович все лавры себе не приписывает. Он вообще не любит «фанфары».

– Ядро коллектива у нас сложилось давно, можно сказать, изначально, когда я перешёл на железную дорогу с Бушевецкого ремонтно-механического завода, – рассказывает Васильев. – Я ушёл не один, а с товарищами по цеху ремонта дрезин: Виктором Ивановым, Михаилом Вавиным, Петром Кривенковым, Анатолием Обуховым. Знали друг друга давно, так что было на кого положиться. Вот до сих пор вместе в пути трудимся.

Коллектив участка занимается не только текущим содержанием пути, но и обновлением технических средств. При активном участии Александра Васильева произведена модернизация двух километров 1-го главного пути, заменены четыре обычных стрелочных перевода на высокоскоростные. На участке освоена новая технология алюмотермитной сварки, за последние три года сварено около 250 рельсовых стыков. Специалист по управлению персоналом Вышневолоцкой дистанции пути Елена Рахманова подчёркивает особую доброжелательность и открытость характера Александра Васильева: «Он очень отзывчивый и чуткий, поэтому и подчинённые относятся с уважением и пониманием, стараются не подвести своего мастера. Александр Михайлович создаёт здоровый психологический климат в коллективе, где культивируются дружба и взаимовыручка». 

Эталоном стал дорожный мастер и для своих собственных дочерей. Имея пример отца перед глазами, обе они выбрали железную дорогу, окончили Петербургский государственный университет путей сообщения. Старшая, Ирина Веселова, работает ведущим инженером отдела управления персоналом и социального развития Санкт-Петербургского железнодорожного агентства. Младшая, Елена Котова – технолог СПЖА. «Да, отец привил нам любовь к железной дороге, – подтвердила Елена. – Кроме того, я научилась у отца ответственности за порученное дело и упорству в достижении поставленной цели. Он привык делать всё так, чтобы было на высшем уровне. Не сильно разговорчивый, зато результаты его работы говорят за него». А Ирина добавила про характер: «Главные качества отца – ответственность, серьёзность и пунктуальность». Не кажется случайным, что и зятья Александру Михайловичу попались из той же профессиональной группы: железнодорожники. Юрий Веселов – главный инженер станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский, Александр Котов – директор железнодорожного торгового дома. Получается, что он стал родоначальником династии.

Командир среднего звена – так принято называть руководителей его уровня. Как-то в последние годы именно на этот профессиональный слой и легла основная ответственность за всё. Кроме главного – обеспечения надёжности и безопасности – дорожный мастер должен писать бесчисленные отчёты и справки. «В конце каждого месяца ходим с обходным листом по всем специалистам дистанции, чтобы отчитаться и получить удостоверение в отчёте в виде подписи, – рассказывает Васильев. – Около тридцати подписей в листе! Как-то раньше попроще с отчётами было. Каждый вечер сижу – записываю, что, кем и как сделано за день. Передаю данные технику в дистанцию. Те мастера, у которых есть автоматизированное рабочее место, полдня за компьютером сидят, данные забивают. Да, действительно, на пути дорожным мастерам стало некогда выйти». Если бы он был начальником такого уровня, где принимаются решения для всей сети, то в первую очередь проанализировал эту отчётно-справочную работу на предмет необходимости. Говорят, время – деньги, но справки доходов не приносят, а драгоценное время пожирают.

Автор: Галина Морозова