Первый друг для пассажиров Железнодорожник Поволжья

Первый друг для пассажиров

Наталья Агафонова, дежурный Саратовского железнодорожного вокзала

Наталья Агафонова убеждена: дежурный по вокзалу должен не только справляться с нештатной ситуацией, но и предвидеть её

Работа дежурного по железнодорожному вокзалу может представляться размеренной подобно движению маятника в настенных часах, но это лишь первое впечатление о труде, который требует полной самоотдачи и особого душевного склада. И круг обязанностей здесь весьма широкий, тем более на таком крупном транспортном узле, как станция Саратов-1. 

– Действовать по принципу «каждый за себя» – на железной дороге не получится, - подчёркивает Наталья Агафонова,. – А мы отвечаем за безопасность пассажиров на вокзальных комплексах, выступая единой слаженной командой: наша региональная дирекция охватывает ни много ни мало – 15 вокзалов Приволжской магистрали.

Ночные смены – самые трудные

Выбор профессии нередко бывает предопределён ярким детским впечатлением. У Натальи всё началось с путешествий на поездах вместе с родителями, геологами по профессии, направлявшимися в очередную экспедицию. Свою мечту работать на железной дороге она осуществила вскоре после окончания средней школы, освоив специальность билетного кассира. Учась в профильном техникуме, вышла замуж за однокурсника Владимира Агафонова. Супруг Натальи Евгеньевны сейчас сотрудник дирекции по движению и всё время в командировках, так что воспитывать двух дочерей больше приходится ей самой. В общем, наставник она и дома, и на службе. Двое из тех, кого наша героиня может считать своими подшефными, – Юлия Куркаякова и Сергей Михайлин – поднялись по карьерной лестнице и ныне работают в должности начальника вокзала соответственно на станциях Арчеда и Балаково. 

– Делюсь знаниями с младшими коллегами, они в свою очередь поддерживают меня, – отмечает Наталья Агафонова. – Вместе мы – оперативный отдел, куда в обязательном порядке в конце рабочей смены поступают текущие сводки с вокзалов Астрахани, Волгограда, Петрова Вала и так далее. Сама смена продолжается 12 часов. Во время ночных вахт бывает по-настоящему тревожно, если учитывать непростую обстановку в стране. Но к этой напряжённой работе не привыкать. Не меньшая выносливость требовалась, например, когда многие часы подряд сотрудники справочного бюро, где я работала в 90-е годы, принимали звонки по бесплатной линии. После смены буквально уши горели! Ведь надо было терпеливо выслушать зачастую бессвязные реплики на другом конце провода и доброжелательным тоном ответить, допустим, на нелепый вопрос: «А 18.00 это утро или вечер?». Один мужчина, позвонив нам, просил его разбудить в конкретный час: «Будильник сломался, а вы – единственная в городе круглосуточная служба, кто может помочь в этой ситуации». И как тут откажешь?! 

За всё в ответе

В Саратове большой вокзальный комплекс, расположенный на пересечении важнейших магистралей. Здесь всегда много пассажиров, а в летние месяцы их поток заметно увеличивается: одни спешат уехать в отпуск, другие возвращаются с черноморских курортов. В этот период на особом контроле дежурных по вокзалу транзитные поезда, перевозящие детей к месту отдыха – в Анапу, Новороссийск, Адлер. Надо следить, чтобы никто из юных пассажиров, во время стоянки выходящих на перрон, не отстал от поезда и чтобы вагоны были заправлены водой. Дежурный обязан контролировать и сопровождать до посадки детские группы, выезжающие из Саратова на юг. Но, пожалуй, в первую очередь ему приходится, в том числе с помощью правоохранительных органов, выручать граждан, чей вояж был омрачён теми или иными эксцессами. 

– Поводы для обращения пассажиров к нам, понятно, самые разные, – продолжает рассказ Агафонова. – Чаще всего они вызваны элементарной несобранностью в дороге. В поездах то и дело забывают личные вещи. К примеру, сдают проводнику ворох вагонного белья вместе с мобильным телефоном или паспортом, а спохватываются о пропаже, когда поезд уже ушёл с нашей станции. Если состав не успел покинуть зону Приволжской железной дороги, то есть все шансы отыскать потерянную вещь: звоним на ближайшую станцию, где поезд стоит не менее десяти минут, и просим их дежурного о содействии либо связываемся с начальником поезда. От пассажира требуется лишь заявление с перечнем утерянных предметов. Был и такой случай: обратился гражданин в явном смятении – его жена по ошибке взяла в купе чужой планшет, поставленный на зарядку. Хозяина планшета мы разыскали, когда поезд, которым он ехал, находился уже в Челябинске. На сообщённый им домашний адрес и отослали ту самую ценность.

Справочная, комната матери и ребенка, санитарные помещения, подразделения аутсорсинга – камеры хранения и служба носильщиков, словом, решительно всё, что составляет сложный организм крупного железнодорожного вокзала, находится в ведении дежурного, выполняющего оперативное руководство этой структурой. Обычно два раза за смену Наталья Агафонова совершает обход вокзального хозяйства и его наружной территории, обращая внимание на любой нюанс, для обычного наблюдателя, возможно, незначительный. Однако на железной дороге нет ничего второстепенного, что не влияло бы на безопасность движения. Скажем, если хотя бы на сантиметр отошёл от платформы металлический уголок, обрамляющий её край, то это грозит аварией: задравшись, железка может повредить корпус вагона. И лишь безукоризненная внимательность дежурного – залог своевременной меры, чтобы предотвратить подобный форс-мажор. 

В помощь инвалидам

Ни для кого не секрет: главное условие максимально комфортной поездки на железнодорожном транспорте – полная модернизация и подвижного состава, и инфраструктуры вокзалов. На Приволжской дороге такие инновации активно внедряются. Произошедшие на Саратовском вокзале перемены к лучшему, думается, особенно сильно ощутили пассажиры из числа маломобильных групп населения. Для них здесь устроены специальные подъёмники, аппарели, из подземного перехода к платформам граждан в колясках транспортируют по пандусу. Посадка в вагон людей, не способных самостоятельно передвигаться, – прерогатива дежурного, он же обязан их встретить по прибытии поезда на станцию. 

– Иной раз из одного состава «курортного» направления высаживается по пять-шесть инвалидов, – отмечает героиня этой заметки. – Приезжают они чаще всего в плацкартных вагонах, где билеты дешевле. Конечно, есть рассчитанные на таких пассажиров специализированные вагоны, но их прицепляют не ко всем поездам. И тогда наши сотрудники-мужчины на руках выносят маломобильных людей на платформу, чтобы усадить их в коляску. Багаж таких граждан переносим вплоть до их пересадки в автомобиль. Особенно туго нам приходится с незрячими пассажирами. Инвалиды, как правило, пожилого возраста, они очень капризные, страшно волнуются, и ко всем надо относиться доброжелательно. Кстати, для дежурных по вокзалу проводятся тренинги, где психолог всё раскладывает по полочкам и рекомендует быть приветливыми с пассажиром, даже если тот себя ведёт агрессивно. Помнится, коллега из Смоленска возразила: «Я одному улыбнулась, а он из-за этого на меня жалобу написал». Ну что же, дежурный ко всему должен быть готов! 

Мысли о работе не отпускают даже во время отдыха. Бывая каждым летом вместе со всей семьёй на Черноморском побережье Кавказа, Наталья Евгеньевна обязательно осматривает вокзалы в районе Большого Сочи – всегда интересно ознакомиться с опытом других. Как и в детстве, её продолжает волновать романтика железной дороги. 

– Моя мечта – проехать на фирменном поезде «Россия» от Москвы до Владивостока, – признаётся Наталья Агафонова. – Какой-либо иной вид транспорта меня не привлекает. Ни разу я не летала самолётом, поэтому пока не довелось побывать на популярных у соотечественников зарубежных курортах. Вообще-то, я «домашний» человек. Досуг провожу за рукодельем, увлекаюсь лоскутным шитьём, декорированием одежды – мои изделия выставлялись для оценки жюри в бывшем Доме офицеров и краеведческом музее. И вообще живу яс легким сердцем, так как мы, железнодорожники, социально защищены, не тревожимся о будущей пенсии, и должность дежурного полностью отвечает моим служебным амбициям.

Автор: Александр Гуляев