Рождённый под знаком космических скоростей Московский железнодорожник

Рождённый под знаком космических скоростей

Михаил Карасёв, машинист моторвагонного депо Москва-2 Ярославская

Звания «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации» удостоен машинист электропоезда Михаил Карасёв

Государственную награду машинисту моторвагонного депо Москва-2 Ярославская Московской дирекции моторвагонного подвижного состава Михаилу Карасёву вручил президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров в первый день апреля 2016 года.

Получив приглашение явиться на торжественную церемонию, Михаил Васильевич точно знал, куда ему идти. Почти 25 лет назад он уже побывал в здании на Новой Басманной, в котором в те годы размещалось МПС России. В конце 1991 года молодой машинист был награждён знаком «Почётный железнодорожник».

Поводом для награждения Михаила Карасёва высшей отраслевой наградой стало то, что он обеспечил безопасность движения, предотвратив, возможно, самые тяжёлые последствия, которыми чреват выброс пути.

– Да, выдалась тогда осень, – в памяти Михаила Васильевича это осталось навсегда. – На часах начало первого ночи. За окнами кабины непрекращающийся дождь. Он-то, как потом стало ясно, и послужил причиной выброса: поплыл грунт. Поезд мчится по первому пути перегона Арсаки – Бужаниново со скоростью 100 км/ч. Вдруг машинист и помощник почувствовали и боковой, и вертикальный толчки.

Применив экстренное торможение, Михаил по рации сообщил о случившемся дежурному по станции.

– Поезд протащило ещё метров 800, – продолжалось путешествие по волнам памяти. – Остановившись, осмотрелись. Как будто всё в порядке. После этого снова тронулись в путь. А через некоторое время по этому участку грузовой поезд прошёл уже со скоростью 25 км/ч. Сработало предупреждение Карасёва.

Что это его на воспоминания повело? Сначала в ОАО «РЖД» перед вручением знака. Это понятно. А сегодня? Сегодня вместе с молодым помощником Иваном Бочаровым они вернулись на станцию Москва-пассажирская Ярославская в первом часу ночи. В 6.15 «Спутник», причаливший к седьмому пути, отправится в Болшево. Начнётся час пик, на данном направлении это чувствуется особенно. Пассажиров много. А потому полезно было бы перед утренним рейсом и прикорнуть. Но не получается, да и, честно говоря, не хочется. Иван, поступивший в депо в ноябре после окончания 52-го училища, то и дело задаёт вопросы: то по узлам электропоезда, то как действовать в различных ситуациях. К примеру, как проверить батареи на включение. А ещё – случалось ли Михаилу попадать во время рейса в переделки.

– Это хорошо, что у парня есть интерес, – размышляет Михаил Васильевич. – Из таких любознательных получаются неплохие машинисты. Пока что он, правда, торопится: скорее в кабину, скорее на своё место – и в путь. А так в их деле нельзя. Всё, что полагается по регламенту, надо выполнить, даже, казалось бы, мелочи. И в дороге ничего нельзя выпускать из поля зрения.

Подобная педантичность позволила ему с минимальными потерями выйти из положения, когда 14 сентября 2004 года он вёл электропоезд-экспресс №828 из Москвы в Ярославль. Тогда тоже была скорость под 100. Впереди, на 231 км перегона Ростов-Ярославский – Семибратово, – неохраняемый железнодорожный переезд. Рядом – здание, в своё время построенное для нужд железной дороги. Вот из-за него-то и показался краешек бампера КРАЗа. На всякий случай Карасёв сбросил скорость. И как в воду глядел! Автомобиль, в кабине которого, как оказалось, помимо шофёра, сидели две женщины, выехал на пути. Одну из них – невесту водителя – лихачество жениха через считаные минуты привело к смерти.

Реакция машиниста минимизировала последствия схода. Правда, сам Михаил с травмами попал в больницу. Но сначала, сбив пять опор контактной сети, первые вагоны состава сошли с рельсов. Головной пришлось потом вытаскивать из болота. «Покувыркавшись» в кабине при каждом ударе о стальные мачты, Карасёв по грудь оказался в жиже, но мысли и действия остались чёткими.

– Первое, что сделал, выбравшись из воды, – сообщил о случившемся дежурному по станции и послал помощника с его дублёром вперёд, чтобы знаками предупредили локомотивную бригаду ближайшего поезда, следующего по этому пути, – рассказал он Ивану. – И, конечно, одна из первых мыслей: как там люди? К счастью, пассажиры не пострадали.

За этот героический поступок начальник Московской железной дороги наградил Михаила Карасёва своими именными часами.

Опытному машинисту есть что рассказать помощнику, трудовая биография которого только начинается. Без малого 40 лет назад Михаил, тоже окончив городское ПТУ и проработав несколько месяцев в депо Москва-2 Ярославская, так же, как и многие его сверстники, ушёл на срочную службу в армию. Вернувшись, три года отстоял за левым крылом кабины, пока, сдав экзамены на право управления электропоездом, не пересел за контроллер. За несколько лет повысил свою квалификацию до уровня машиниста первого класса.

Как-то один из самых уважаемых в то время в депо машинистов Александр Иванович Максимов, поучаствовав в партийном съезде, вручил Карасёву портфель, подаренный ему как делегату этого форума.

– Бери, Михаил, на память, – сказал при этом Александр Иванович. – Уверен, что не подведёшь.

Вспоминая об этом, Карасёв не может не улыбнуться: он был рад и подарку, и доверию со стороны уважаемого ветерана.

– В те времена работать машинистом на железной дороге было и ответственно, и почётно, – говорит сегодня заслуженный транспортник России. – Я застал тех из них, чью грудь украшали многие государственные награды. Что бы там ни говорили, но трудовая слава доставалась им нелёгким трудом. К тому же, помимо производства, они занимались и общественной деятельностью, обладая авторитетом, помогали людям решать насущные проблемы.

Новый период в трудовой биографии Михаила Карасёва начался с открытия 18 февраля 2004 года скоростного движения на линии Москва – Мытищи. Ему, одному из первых в депо, была доверена более современная техника. Скоростные «Спутники» сделали тогда на основе массовой серии электропоездов ЭМ4. После капитально-восстановительного ремонта в серых составах, имевших новые, более динамичные очертания, трудно было узнать привычные всем зелёные электрички, во множестве сновавшие по бескрайним просторам страны. Но главное было даже не в этом.

– Это были поезда, оборудованные компьютерами, начинённые иными, до этого не применявшимися в пригородном движении приборами, – говорит Михаил Васильевич. – Сегодня почти все «коротышки», как мы называли их между собой, выработали свой ресурс. На смену пришли другие серии. В чём-то они опережают своих предшественников. Но не могу не сказать доброго слова в адрес первых «Спутников».

Мы беседовали с Михаилом Васильевичем уже после того, как он, возвратившись вместе с помощником Иваном из поездки, сдал поезд, пройдя все полагающиеся в таком случае процедуры. Из депо – на электричку, потом – пешим ходом, чтобы успеть к назначенному времени в управление дороги. Впрочем, глядя на Михаила Васильевича, трудно представить, что позади у него и бессонная ночь, и поездка, когда за твоей спиной – сотни человек, доверивших свою жизнь локомотивной бригаде. И внешний вид, и чёткие мысли – всё это выработанная со временем привычка, определяющая высокий уровень культуры труда Михаила Карасёва.

– Мы доверяем Михаилу Васильевичу самые ответственные задания, – говорит начальник моторвагонного депо Москва-2 Ярославская Александр Горелов. – Именно он, к примеру, назначается машинистом мотрисы, на которой руководство ОАО «РЖД» и МЖД совершают объезды хозяйства магистрали. Во время таких поездок особенно требуются внимание, психологическая устойчивость и, конечно, моментальная реакция на поступающие указания. В отличие от состава, движущегося по расписанию, мотрису иногда необходимо остановить неожиданно, в необорудованном для этого месте. К машинисту Карасёву претензий нет.

Газетный портрет машиниста моторвагонного депо Москва-2 Ярославская Михаила Карасёва был бы неполным, если бы мы рассказали только о его профессиональной деятельности. Ведь как и у любого нормального человека, у него, помимо работы, имеются и другие интересы.

Отдельной строкой, конечно, спорт. В молодости увлекался футболом, потом перешёл на хоккей. Конечно, есть любимая команда. Правда, не «Локомотив», как могли бы подумать читатели-железнодорожники, а «Спартак». К сожалению, игра любимой команды ныне не радует её многолетнего болельщика.

– За державу обидно, когда видишь вялых, неинициативных игроков, – в сердцах бросает Карасёв. – У них ведь и зарплаты неплохие, и многим другим полностью обеспечены. Получается, что сытость не всегда идёт на пользу делу.

Другое увлечение – рыбалка. Не зря же фамилия у Михаила Васильевича «рыбная». Особенно радует его, когда выдаётся возможность отправиться на Селигер, поставить там палатку. Михаил Васильевич много не ловит. Главное, посидеть с удочкой, понаблюдать, как постепенно светает вокруг. А вечером, наоборот, – как солнце прячется за горизонтом.

Кстати, на Селигер он отправляется на своей машине. По дороге и переезды встречаются. Подначиваю собеседника:
– ПДД не приходилось нарушать?

– Конечно, нет, – иного ответа и не ждала.

В прошлом году Михаил Васильевич отпраздновал своё 55-летие. Чествовали его тогда и в депо, и дома. С юбилеем поздравили мама, старший брат, который и определил профессиональный выбор младшего, две сестры, жена, дочка. Желали, как водится, успехов, здоровья, счастья в личной жизни, признания трудовых заслуг. Вот и получил он в этом году ко дню рождения, который приходится на День космонавтики, госнаграду.

– Михаил Васильевич, так за что вам присвоено звание «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации»?

– Заслужил, наверное, – слышу в ответ.

Михаил Карасёв мечтает, чтобы очередное пятилетие его жизни было по-обычному наполненным и интересным.

– Я хочу, как и раньше, трудиться с отдачей,– говорит он. – А ещё бы хорошо, чтобы железная дорога стала притягательной для молодёжи – энергичной и думающей.

Автор: Вера Чубарова