Три в одном Призыв

Три в одном

Олег Патракиев, осмотрщик-ремонтник эксплуатационного вагонного депо Челябинск

Олег Патракиев награжден Знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте. 30 лет»

Он следит за состоянием подвижного состава днём и ночью, в снег и под палящим солнцем. Этот человек поистине настоящий профессионал. Его по праву можно назвать героем труда. Каждый день он быстро осматривает не один десяток вагонов. Только представьте, за время его работы таковых набралось уже более миллиона. Знак «За безупречный труд на железнодорожном транспорте. 30 лет» президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров вручил осмотрщику-ремонтнику эксплуатационного вагонного депо Челябинск Олегу Патракиеву.

Не каждому выпадает такая честь. Коллеги искренне рады, что рядом с ними работает специалист высочайшего уровня. Кстати, это уже не первая награда железнодорожника. В его арсенале уже есть знак «За безаварийное проследование 100000 вагонов», а также часы-хронометр от начальника Центральной дирекции инфраструктуры. В чём же секрет такой безупречной деятельности?

– Просто нужно долго трудиться, – смеётся Олег Васильевич. – Признаться, «долгожителей» в нашей профессии не так уж и много. Работа тяжёлая, не каждый выдержит. В любых условиях – идёт снег или дождь, трескучий мороз или невыносимая жара – мы смотрим, выявляем, ремонтируем. «Не вышел на работу из-за погоды» – это не про нас.

Он признаётся, что мог бы и не стать железнодорожником. В судьбу вмешался его величество случай. В своё время молодой человек не прошёл конкурсный отбор на желаемый технический факультет.

– Если бы пошёл на специальность «Обработка металлов резанием», то поступил бы. Но выбрал «Пневматические и гидравлические средства автоматизации», хотя даже представления не имел, что это такое. Позже в списках поступивших себя не увидел, – рассказывает Патракиев. – 31 августа пришёл в приёмную комиссию железнодорожного техникума. Там меня спросили: «Хочешь учиться? Приходи завтра!» Так я и поступил на вагонное отделение. Только там были свободные места.

Признаётся, что в их профессии, по большому счёту, даже и менять нечего: «Как смотрели, так и будем смотреть». Единственное, что можно улучшить, – самих людей. Всё зависит от человека и его отношения к работе. Специалист уверяет, что многим «новичкам» не хватает именно ответственности, усердия и трудолюбия. Примечательно, что молодёжь неотделима от современных гаджетов. Для повышения качества работы даже ввели запрет на пользование сотовыми телефонами. Это не просто слова, ведь он воспитал уже не одного молодого специалиста. 

– Надо заниматься и самообразованием, – продолжает он. – Мы, как и машинисты, периодически проходим профессиональные тестирования. Кроме того, нам нужно работать чётко и быстро. Существуют даже специальные нормативы. Кроме того, когда я пришёл на работу, не было такого количества современной техники.

А ведь за смену надо пройти не один вагон. Конечно, каждый раз их количество отличается и зависит в большей степени от работы других служб – как они выставят поезда. Бывает, сначала свободно, а потом – целая гора. Только и знай, что бегай туда-обратно. Этакая проверка на прочность и на выносливость. 

Немаловажно быть уверенным в своих силах и состоянии здоровья. Каждый год осмотрщик проходит медкомиссию. Отмечает, что проверяют, как космонавтов. Даже приводит в пример анекдотический случай: «Как-то пришли лётчики устраиваться на железную дорогу, и только пять из них прошли медицинскую проверку». 

Он признаётся, более чем за тридцать лет работы на магистрали мало что изменилось.  Разве что раньше буксы были скользящие. Даже работали специальные заливщицы с лейками. Тогда весь парк «Б» был буквально пропитан мазутом. Со временем буксы сменили на роликовые, и осмотрщики смогли вздохнуть свободно. В парке стало чисто. Вместе со старыми путями убрали и толстый слой пропитанной чёрным углеводородом почвы.

В самой же работе осмотрщика, по сути, всё осталось по-прежнему. Если, к примеру, на горке уже перешли на автоматику, там человек выполняет только лишь контролирующую функцию, то в вагонном хозяйстве такого нет.

– Осмотрщика никто не может заменить. Его основная задача смотреть, а как техника будет глядеть на дефект? – продолжает Олег Васильевич. – Проверяем, чтобы не было битых вагонов. Бывает, при роспуске на горке что-то повредили. А мы, можно сказать, конечная станция и даём гарантийное плечо. Должны всё осмотреть, выявить и устранить неисправности. Раньше были слесаря, вагонники и автоматчики. Потом руководство дороги сделало ставку на универсальность. И теперь мы «три в одном». Если нас отправили на перегон, такой специалист сможет проверить все необходимые системы в комплексе.

Чтобы здоровье было космическим, его нужно поддерживать и восстанавливать. Главное, хорошо выспаться после смены. График «день-ночь» не такой простой. Единственный плюс, на работу нужно ходить не каждый день. Только на вторые сутки после смены он чувствует, что отдохнул. Однако свободного времени у осмотрщика не так много. Увлечение – сад, так как, конечно, выращенные на собственной грядке огурцы и помидоры в тысячу раз вкуснее покупных. 

Есть в биографии железнодорожника интересный факт. В молодости он был участником мужского академического хора. Им руководил извест¬ный южноуральский музыкант, педагог и ведущий Виталий Вольфович. Преподаватель прослушал Патракиева и без сомнения взял баритона в вокальный коллектив. Каждый год ребята занимали первое место на конкурсах хоров. Ведь они сильно выделялись среди смешанных коллективов.

– Когда после техникума пришёл в военкомат, спросили: «Ну что, спортом занимался?» – «В хоре пел». – «Ну вот, пойдёшь, на границу китайцам песни петь», – вспоминает железнодорожник. – Отправили служить в пограничные войска, на границу с Китаем. Два года был, как на курорте. Рядом Алтайский край с удивительными пейзажами и чистым воздухом. 

После армии ему предлагали пойти на службу в правоохранительные органы, но он отказался. И ни капли не жалеет. Несмотря на все сложности профессии, бессонные ночи и большую ответственность, он предан своему делу.

Автор: Наталья Лукьянчикова