Всевидящий Максим Призыв

Всевидящий Максим

Максим Алексеевский, машинист эксплуатационного локомотивного депо Курган

Машинист заметил в колее подозрительный предмет и предотвратил аварию

Это случилось в канун 9 Мая. Как обычно, по Транссибу спешили поезда с пассажирами, проходили грузовые тяжеловесы с экибастузским углем в адрес екатеринбургской агломерации. «Грузовик» Максима Алексеевского проходил перегон Кравцево – Лебяжье. Машинист внимательно всматривался в дорогу, которую быстро проглатывал поезд.

Праздники всегда придают первой декаде месяца радостное настроение. Повсюду чествуют ветеранов войны и тыла. Летят в небо воздушные шары, гремит музыка… Но у железнодорожников своя работа: в это время они трудятся в рамках особого режима, который требует проявлять повышенную бдительность. Вообще плечо Курган – Петропавловск мест­ным локомотивным бригадам хорошо известно. Они наизусть изучили профиль пути, который ведёт к соседнему государству. Но бдительности не теряют. Тем более, в тот раз рельсы, отполированные составами, ярко сверкали на солнце. Слепящие отблески не помешали помощнику, а затем и машинисту заметить в колее второго главного пути вплотную к правому рельсу странный предмет, напоминающий небольшую мазутного цвета коробку. Она расположилась прямо в колее и своим габаритом вроде бы не мешала движению. Но что же это такое? Секунда, другая – и предмет исчезает под днищем мчащегося локомотива. Максим Алексеевский немедленно принимает решение сообщить о находке дежурному по станции Лебяжье: «На 436-м километре обнаружен посторонний предмет, лежащий в колее». 

– Ситуация осложнялась ещё и тем, что следом за грузовым поездом шёл пассажирский, – уточняет Максим.

Конечно же, дежурная по станции в ту же минуту передала сообщение диспетчеру. Железнодорожник продолжает:
– Мы слушали по радиостанции дальнейший разговор диспетчера с машинистом идущего за нами следом пассажирского поезда. Диспетчер приказала: срочно остановиться! Поезд затормозил. Конечно, ситуация непонятная: что за предмет на пути и какую беду от него ждать? В данном случае нельзя было рисковать жизнями пассажиров.

Позже, в казахстанском городе Петропавловске, с локомотивной бригадой захотели встретиться полицейские. Российские машинисты рассказали им о случившемся, и стражи порядка соседнего государства пожали им руки. 

И всё-таки, что же это за предмет, который наделал немало шума? Оказалось, это отрезок… деревянной шпалы, заброшенный кем-то в колею. Как он оказался в неположенном месте, это сейчас выясняют железнодорожники.

Кстати, это далеко не единственная история, приключившаяся со «всевидящим» Максимом Алексеевским. Похожий случай произошёл и месяцем ранее! Также в пути следования локомотивная бригада обратила внимание на лежащий на рельсах большой лист жести. По всей вероятности, металлическая «находка» выпала из грузового вагона. Тогда машинист также сообщил о ЧП дежурному по станции, а тот – диспетчеру. Прибывшие на место путейцы убрали лист с пути и дали «зелёный» ожидавшему отправки поезду.

Все эти истории в конце концов завершились вполне хорошо. Аварии не случилось. Дорога не пострадала. Но как можно квалифицировать дей­ствия локомотивной бригады – как поступок, достойный уважения и поощрения или как обычное проявление служебных обязанностей? Когда мы обсуждали эту тему со специалистами, которые отвечают за безопасность движения поездов, мне доказывали: говорить не о чем, это обычная работа локомотивной бригады – машиниста и помощника, ведь им в обязанности вменено замечать, отмечать и реагировать. Я возражал: тогда почему на сети дорог немало случаев халатного отношения к своим обязанностям? Почему для иных понятие «бдительность» не существует?

У машиниста эксплуатационного локомотивного депо Курган Максима Алексеевского обычная биография. Сейчас ему 36 лет. На железной дороге с 2004 года. Учился на курсах при техникуме железнодорожного транспорта, пришёл в депо. На работу взяли только по «договору». Максим эмоционально говорит:
– Вы даже представить не можете, как я мечтал о том, чтобы меня взяли в штат. Смотрел на помощников и завидовал им.

Через год ответственному и дисциплинированному человеку предложили постоянное место. Когда узнал об этом, словно крылья за плечами выросли.

В семье Максима есть железнодорожные корни. Дед Яков Иванович работал машинистом паровоза.

– Помню, как однажды он привёл меня к паровозу Ивана Петровича Блинова и рассказал всё об этом человеке: как он водил на фронт поезда, как берёг свой «ФД» и за что был удостоен звания Героя. В музее локомотивного депо есть стенд, на котором запечатлён мой дед. Приятно!

Всё остальное в жизни Максима тоже попадает под категорию «ответственно». Когда семья «приросла» детьми, он принял решение приобрести квартиру по ипотеке, чтобы всем было комфортно и удобно…

Ещё стоит рассказать о серьёзном пристрастии Максима к спорту. Организатор спортивной работы в депо мастер спорта Виктор Баринов давно заметил машиниста. Предложил ему выступить за предприятие в лыжных гонках. И всё прекрасно получилось. Сейчас Максим увлёкся ещё и лёгкой атлетикой. 

…Недавно в эксплуатационное локомотивное депо с радостной миссией – наградить коллектив за победу в сетевом соревновании – прибыл заместитель начальника Дирекции тяги ОАО «РЖД» Николай Михальчук. Он сказал:
– Проявлять бдительность – это не мелочи. Это очень важно. Локомотивные бригады в пути видят очень многое. И порой они замечают те недостатки¸ которые возникают в процессе работы других служб. И благодаря этому появляется возможность предотвратить более тяжёлые последствия, которые могли произойти, если бы не она – бдительность. Грамотные действия машинистов должны быть спроецированы на весь коллектив. Внимательными и неравнодушными людьми коллектив живёт, развивается и дышит. 

Николай Михальчук уверен: ни один человек, который принципиально подходит к вопросам безопасности, ко всем недостаткам, которые возникают в пути следования, не должен остаться без внимания.

– Поэтому я всегда говорю таким людям большое спасибо за их принципиальность. Мы обязательно будем поощрять их и дальше!

Автор: Вячеслав Аванесов