Миллион километров ответственности Восточно-Сибирский путь

Миллион километров ответственности

Андрей Александров, машинист тепловоза

Машинист Андрей Александров проехал без брака расстояние, которое в 25 раз превышает окружность Земли по экватору

За образцовое выполнение должностных обязанностей и большой вклад в обеспечение безопасности движения поездов машинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Зима Восточно-Сибирской дирекции тяги Андрей Александров награждён знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км». 

Своего собеседника я застал в святая святых – кабине тепловоза, перед поездкой.

– И что про меня писать? – чуть возмущается он. – Все машинисты рано или поздно накатывают свой «миллион». 

– Накатать-то накатают, – отвечаю я. – Но вот чтобы он был без брака – не каждому дано. 

С почтением интересуюсь, каковы ступени трудовых достижений? Ответ более чем скромный: нет ступеней – есть путь рабочий.

– Никаких секретов. Всё зависит от самодисциплины. Это самое главное, к чему прилагается всё остальное. Выполняй свои обязанности, и больше от тебя ничего не требуется. Следи за машиной, за профилем пути. Но главное – следи за собой. Не позволяй расслабленному состоянию захватить тебя, – поясняет машинист.

Не надо думать, считает он, что дорога всё время скатертью стелется, на которой награды разложены:
– Каждая поездка – это решение определённых задач. Редко выдаётся рейс, в котором всё идёт «как по маслу». Машинисты работают на разных локомотивах, к каждому нужен определённый подход. Погодные условия, нестандартные ситуации в пути. Люди нашей профессии должны быть готовыми ко всему. Они в ответе как за жизни вверенных им пассажиров, так и за груз.

Андрей Васильевич спокойный, сдержанный и немногословный. Про таких людей обычно говорят: человек с железными нервами. С первого взгляда видно: он сохранит самообладание в любой ситуации, ничто не сможет выбить его из колеи. И в этом нет ничего удивительного – таким и должен быть настоящий машинист. Ведь от него зависит безопасность движения поездов, сохранность грузов и самое главное – жизни людей. 

Решение прийти работать на железную дорогу сформировалось у Александрова ещё в школе. После службы в армии освоил тепловоз, отучившись на помощника машиниста. В Иркутской дортехшколе получил права машиниста. Пришёл сразу в грузовое движение.

– Профессия машиниста всегда вызывала у меня уважение, – говорит он. – А мощный локомотив – желание изучить его.   

За четверть века работы в депо Андрей Васильевич зарекомендовал себя, по словам руководства предприятия, высококвалифицированным специалистом локомотивного хозяйства, трудолюбивым и исполнительным работником, добросовестным и ответственным человеком. Многолетний опыт работы дал прочные знания должностных инструкций, что позволяет ему не допускать случаев брака. Внимательное отношение к людям, грамотное сочетание требовательности к коллегам с доброжелательностью и уважением к каждому снискали к нему уважение не только товарищей по работе, но и руководителей депо.

– Вверенную ему технику содержит в отличном состоянии, – рассказывает машинист- инструктор Сергей Ботвенко. – Работая машинистом тепловоза в грузовом движении, в 2015 году сэкономил не одну тонну дизельного топлива. Передаёт свой опыт вождения поездов и устранения неисправностей в пути следования. Он является наставником молодёжи. В коллективе пользуется авторитетом. За добросовестный труд Андрей Васильевич много раз поощрялся не только руководством депо.Он также удостоен звания «Лучший по профессии» и с гордостью носит часы, подаренные ему начальником дороги.

– Время не стоит на месте, – рассуждает машинист. – Приходит новая техника. И нам всегда нужно быть в тонусе – повышать свои профессиональные знания, заниматься самообразованием, следить за всеми новинками, которые внедряются в локомотивном хозяйстве, умело применять их на практике. 

Только на первый взгляд кажется, что профессия машиниста – это просто и романтично. На самом деле – тяжёлый труд. 

 – Помимо того, что машинист обязан чувствовать поведение поезда, просчитывать и соблюдать скоростной режим на различных участках, наблюдать за сигналами, показаниями контрольно-измерительных приборов, он должен хорошо знать и устройство локомотива, чтобы в случае возникшей неисправности довести состав до станции, – говорит Андрей Васильевич.

Автор: Сергей Берденников