Главная защитница природы Железнодорожник Поволжья

Главная защитница природы

Ирина Антуфьева, начальник Центра охраны окружающей среды Приволжской железной дороги

Ирина Антуфьева стала первой железнодорожницей, удостоенной звания «Заслуженный эколог РФ»

В соответствии с Указом президента Российской Федерации Владимира Путина № 142 от 31 марта 2016 года начальнику Центра охраны окружающей среды Приволжской железной дороги Ирине Антуфьевой присвоено звание «Заслуженный эколог Российской Федерации». 

Она стала первым экологом, работающим в компании «РЖД», которому удалось добиться признания своих заслуг на столь высоком уровне.

– После того как вышел указ президента, я получила телеграмму: меня поздравил лично министр транспорта Российской Федерации Максим Юрьевич Соколов, – поделилась Ирина Алексеевна.

Заветную государственную награду – нагрудный знак, изготовленный из серебра, – Ирине Антуфьевой вручил полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич. Сама церемония награждения состоялась 7 июня, буквально за три дня до выхода этой статьи. Однако, признаюсь честно, материалы для очерка об Ирине Алексеевне копились в нашей редакции на протяжении нескольких лет. 

Дело в том, что Центр охраны окружающей среды Приволжской железной дороги, который сегодня возглавляет наша героиня, находится буквально в двух шагах от редакции «Железнодорожника Поволжья», на том же самом этаже. И чтобы попасть на свои рабочие места, сотрудники центра проходят мимо постоянно распахнутых дверей нашего отдела. Правда, чтобы понять, у себя ли Ирина Алексеевна, совсем не обязательно видеть её приход: мощный командирский голос главного эколога Приволжской магистрали слышен далеко за пределами её кабинета. Особенно когда начальник Центра охраны окружающей среды даёт важные распоряжения, делает замечания или просто отстаивает свою точку зрения по телефону. 

Впрочем, в случае с Ириной Антуфьевой правильнее говорить не «начальник», а «руководитель». Чтобы понять разницу между этими двумя понятиями, достаточно оценить, насколько слаженно и, самое главное, продуктивно сегодня работают экологи с приволжской «пропиской». 

О том, что Приволжская железная дорога является передовой с точки зрения экологической деятельности, сегодня знает вся сеть. В последний раз об этом было объявлено 11 февраля текущего года в ходе заседания Центральной комиссии по природоохранной деятельности ОАО «РЖД» под председательством старшего вице-президента компании Валентина Гапановича. Спустя неделю после этого события Ирине Алексеевне было присвоено звание «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД». Главная отраслевая награда пополнила и без того внушительный послужной список нашей героини. Помимо благодарности губернатора Саратовской области, Ирина Антуфьева имеет почётную медаль «За достижения по охране окружающей среды» и ещё несколько не менее значимых «трофеев». 

– Мой успех – это результат труда большого коллектива Центра охраны окружающей среды и всех экологов, которые работают в структурных подразделениях служб и региональных дирекций, – подчеркнула собеседница. – Разумеется, нужно отдать должное поддержке нашего вышестоящего руководства и главного инженера Приволжской железной дороги Александра Николаевича Смородина. Он помогает нам в решении многих проблемных вопросов и направляет нашу деятельность в правильное русло.

За те пять лет, что я работаю в редакции, ни разу не видел, чтобы Ирина Алексеевна приходила на работу с опозданием. И даже когда кто-то из газетчиков попадает в офис раньше восьми часов, наши невероятно пунктуальные соседи-экологи во главе с Антуфьевой уже находятся на своих местах. Наладить такую железную дисциплину в своём коллективе получается далеко не у каждого «строгого, но справедливого» руководителя. Впрочем, в случае с нашей героиней ни о какой чрезмерной строгости речи не идёт. Те, кто давно работает с Ириной Алексеевной, знают: она добрый и отзывчивый человек, который посвятил свою жизнь заботе об окружающей среде, вложив в это нелёгкое дело всю душу.

– За годы работы в этой сфере я стала абсолютной фанаткой экологии, – признаётся Ирина Алексеевна. – Мне кажется невозможным, чтобы кто-то не понимал, насколько важным и нужным делом мы занимаемся. Ведь экология – это не просто закон «Об охране окружающей среды». Экологичность закладывается в основу абсолютно всех производственных процессов. Мы должны стремиться к тому, чтобы уровень негативного воздействия на окружающую среду был минимальным. А ещё лучше, чтобы его вообще не было!

Трудовой путь Ирины Антуфьевой можно условно разделить на две части: «до» и «после» прихода на железную дорогу. Окончив в 1979 году Саратовский государственный университет по специальности метеорология, наша героиня несколько лет не могла найти работу по профессии. Поэтому на пути к званию «Заслуженный эколог России» были такие ступени карьерной лестницы, как секретарь комитета комсомола саратовской средней школы № 5 и даже ответственный секретарь правления Ершовской организации общества «Знание» Саратовской области.

– Я всегда хотела работать по своей специальности, и в 91-м году случайно услышала, что в Ершовской лаборатории по охране окружающей среды Ершовского отделения дороги есть свободная вакансия, которая соответствует моей квалификации, – вспоминает Ирина Алексеевна. – С тех пор моя жизнь связана с железной дорогой.

Когда я спросил собеседницу, какой из двух профессиональных праздников ей ближе – День эколога или День железнодорожника, она ответила не задумываясь: «И тот и другой!». И уточнила: «Потому что для меня железная дорога и экология – понятия неразделимые».  

В этом году исполняется ровно 25 лет с тех пор, как Ирина Алексеевна занимается вопросами экологии на магистрали. Так совпало, что одновременно с трудоустройством Антуфьевой на Приволжскую в 1991 году в России вышел Федеральный закон «Об охране окружающей среды» – ключевой документ, регламентирующий деятельность российских экологов и по сей день. С тех пор железнодорожники, и не только они, стали всерьёз заниматься защитой природы от всевозможных негативных воздействий.

– После выхода федерального закона состояние окружающей среды постоянно улучшается. Если раньше в локомотивные или, скажем, вагонные депо можно было заходить только в сапогах, то сегодня мы спокойно ходим туда в туфельках! – подметила Ирина Алексеевна.
При нынешнем главном экологе в границах Приволжской железной дороги в рамках экологической стратегии ОАО «РЖД» было реализовано немало значимых проектов. Среди них – реконструкция биологических очистных сооружений в Астрахани, а также строительство очистных сооружений в сервисных локомотивных депо Волгоград, Петров Вал и на ряде других предприятий.

– В Петровом Вале нам удалось добиться ликвидации огромного объекта накопленного экологического ущерба. Сегодня на месте свалки – очищенный пруд и красивая благоустроенная территория, – рассказывает Антуфьева. – Мы были инициаторами включения этих и других проектов в различные программы ОАО «РЖД». 

Здесь необходимо понимать: для того чтобы тот или иной проект попал в инвестиционную программу ОАО «РЖД» и «дожил» до своей реализации, его значимость и актуальность необходимо доказать во множестве различных инстанций. И вот здесь-то как раз и раскрылись в полной мере талант и характер нашей героини.

Будучи, как мы уже выяснили, фанатом своего дела, Ирина Алексеевна остаётся экологом даже в нерабочее время. 

– Дома она следит за тем, чтобы вся наша семья придерживались здорового образа жизни, – признался муж, главный инженер Приволжской дирекции по управлению терминально-складским комплексом Владимир Антуфьев. – Да и не только дома. Если увидит, к примеру, что кто-нибудь, не дай Бог, намусорил в лесу или просто кинул бутылку мимо урны, – обязательно сделает замечание. Мы очень рады, что Ирина Алексеевна стала заслуженным экологом РФ, ведь она давно заслужила это звание.

По причине недостатка газетной площади мы опустим подробности про активное участие Антуфьевой в многочисленных экологических акциях и мероприятиях, организованных её центром на полигоне дороги. Скажем просто, что за последние четверть века таких мероприятий, направленных на защиту окружающей среды, было бесчисленное множество. 

За эти годы, в ходе многочисленных сетевых школ и взаимных проверок коллег с других магистралей, она проехала всю страну от Калининграда до Владивостока. В ходе зарубежных командировок в Швецию, Бельгию, Голландию, Люксембург и Германию удалось перенять полезный опыт зарубежных партнёров в области экологии. Многое из увиденного в Европе впоследствии применялось и у нас.

И ещё один немаловажный факт: Ирина Алексеевна является аудитором-экологом.

– Это звание позволяет мне ещё более квалифицированно доносить до людей требования законодательства в области охраны окружающей среды и саму идею того, что мы должны что-то оставить после себя, – пояснила защитница природы. – Причём не только нашим детям и внукам, но и будущим поколениям!

Вклад Ирины Антуфьевой в развитие экологической деятельности на железной дороге невозможно переоценить. Главное – ей удалось кардинально изменить отношение железнодорожников к вопросам охраны окружающей среды. И за это ей низкий поклон от всех нас!

Автор: Алексей Шмалей