Лёгких путей никогда не искал Забайкальская магистраль

Лёгких путей никогда не искал

Михаил Жуков, составитель поездов

Составитель поездов станции Карымская, почётный железнодорожник Михаил Жуков признан одним из лучших наставников на Восточном полигоне РЖД

Станция Карымская, пожалуй, одна из самых напряжённых на Забайкальской железной дороге. Она отличается от других тем, что осуществляет пропуск поездов одновременно в трёх направлениях: восточном, западном и южном. И ещё, здесь производится полный размен локомотивов и их бригад.

На внеклассной станции ежесуточно сортируется до 1 тысячи 800 вагонов. Чтобы каждый из них отправился в путь вовремя, с ними должны поработать люди.

Сегодня на станции трудятся 360 железнодорожников. Каждый из них вносит в копилку общих дел частичку своей души.

– Наша работа – коллективное творчество, – убеждён Михаил Жуков, составитель поездов, ныне занимающий должность дежурного по сортировочной горке. – Каждый из нас выполняет свою роль, чтобы железная дорога работала как хорошо отлаженный механизм.

На прошлой неделе Михаил Михайлович вместе с супругой, Галиной Николаевной, отметили 33-летие совместной жизни. Они вырастили и воспитали двух детей: сына, Антона, и дочь, Ольгу, а сейчас помогают растить четырёх внуков.

Сразу по окончании школы Михаил Жуков поступил в сельскохозяйственный техникум, где получил профессию зоотехника. А затем были служба в армии и два года работы в родном посёлке Первомайский Мамонтовского района Алтайского края. Тогда, в начале 80-х годов, он и подумать не мог, что окажется за три тысячи километров от родного дома – в Забайкалье. Сюда, в наш суровый край, его привела любовь. Вместе с женой они переехали на станцию Карымская, где жили её родители.

– С супругой мы познакомились на Алтае, когда ещё были школьниками, – заметил Михаил Жуков. – Учились с ней в одной школе, только она на год младше меня. Встретившись один раз на Алтае, когда мы приехали в отпуск – она из Забайкалья, а я с Сахалина, где проходил службу в пограничных войсках, начали переписываться. Результатом переписки стала наша свадьба.

Более 30 лет назад, в феврале 1986 года, Михаил Жуков впервые примерил на себя форму железнодорожника. Начинал с должности регулировщика скорости движения поездов. Отработав два с половиной года, перешёл в составители. А впоследствии был дежурным по горке и неосвобождённым председателем профсоюзного комитета. К слову, его жена и сын тоже работают на железной дороге. Галина Николаевна – расшифровщик скоростемерных лент в локомотивном депо, а Антон – осмоторщик-ремонтник вагонного депо.

– От нашей работы зависит, как быстро будет произведена обработка пришедших на станцию составов и отправление их в пункты назначения, – сказал Михаил Жуков. – И мы в нашей смене работаем как единый организм. В одно лицо ты ничего не сделаешь.

В смене составителя поездов Жукова мозговым центром является накопитель Ольга Филиппова. От того, как она сработает, сложится вся работа в смене. Ей помогает оператор сортировочной горки Ольга Афанасьева, от которой зависит пробег маневрового тепловоза. Чем больше он сделает маневровых операций, тем больше вагонов будет обработано. А от составителя зависит то, с какой скоростью будут надвигать и осаживать вагоны. На сортировочной горке все процессы зависят от умения ориентироваться в той или иной ситуации.

В среднем за смену на горке обрабатывается около тысячи вагонов. При этом первичную обработку проходят немногим более 700 вагонов, или 11 составов. А ведь ещё полгода назад на сортировочной горке станции Карымская перерабатывали 1 тыс. 300 транзитных вагонов. Это не означает, что грузов стало меньше. Напротив, грузооборот, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличился на 3%. А дело в том, что сейчас поезда стараются формировать сразу до конечного пункта. Например, составы, гружённые лесом, идут напрямую, делая в Карымской лишь 45-минутную техническую остановку для смены локомотива и осмотра вагонов.

– На сортировочной горке сейчас можно формировать составы длиной в 71 условный вагон, отправляемые в чётном направлении, только на одном пути, – сокрушается Михаил Михайлович. – Поэтому, расформировав один состав, приходится делить вагоны на несколько групп, из которых потом будет сформирован новый поезд. А это увеличение простоя вагонов и дополнительные затраты на маневровые работы, которых можно будет избежать, удлинив несколько сортировочных путей, которые сейчас рассчитаны на 57 условных вагонов.

Полтора года назад Михаила Михайловича наградили знаком “Почётный железнодорожник”. А до этого были такие отраслевые награды, как Почётная грамота ОАО “РЖД”, знак “За безупречный труд 20 лет”. Высшая награда отрасли говорит сама за себя. Ведь Михаил Жуков не просто трудится на дороге, а ещё успевает заниматься общественной деятельностью. Пять лет возглавлял профсоюзную организацию станции. А это не только защита интересов работников, но и организация досуга, работа с ветеранами и молодёжью.

– Михаил Михайлович – один из лучших наставников не только на Забайкальской железной дороге, но и на всём Восточном полигоне, – отметила заместитель начальника станции по кадрам и социальной работе Ольга Полушина. – В 2012 году его признали лучшим наставником по результатам регионального совещания по наставничеству, которое проходило в Красноярске. Команда Забайкальской дирекции управления движением тогда заняла второе место среди пяти дирекций Дальневосточного региона.

Институт наставничества на Забайкальской железной дороги работает, можно сказать, с начала эксплуатации магистрали. Опытные железнодорожники делятся своим умением не только со вчерашними выпускниками учебных заведений, но и между собой. Для этого они участвуют в различных совещаниях, сетевых школах.

– Молодёжь, приходящая работать в наш коллектив, озабочена не столько быстрым карьерным ростом и высокой зарплатой, сколько собственным развитием и профессиональной активностью, – сказал начальник станции Александр Лихин. – Наглядным примером постоянного совершенствования профессионального мастерства, высокой самоотдачи являются наши работники, которых мы называем наставниками.

– Как и 30 лет назад, так и сейчас на дорогу приходят трудиться совершенно разные люди, – говорит Михаил Жуков. – Кто-то готов жертвовать своим личным временем, чтобы получать новые знания и навыки, а кто-то ленится, хитрит. Но с последними дорога расстаётся быстро. Если я дал задание своему подопечному, то обязательно проконтролирую его выполнение. Если что-то сделано неправильно, то подскажу, поправлю. Или сам покажу пример и сделаю так, как это нужно сделать. А если он не выполнит задание сразу, то должен будет найти время и сделать всё по совести. Не надо искать в жизни лёгкого пути.

Бывает и так, что обучение проходит сложно. Тогда наставник задаёт наводящие вопросы. Многие молодые железнодорожники думают, что к ним придираются. Однако это не так. Учитель хочет передать свой опыт ученику не абы как, а чтобы последний разобрался во всех тонкостях профессии и умело применял в деле.
– Ученик должен разбираться во всех вопросах, которые могут у него возникнуть в дальнейшем в процессе работы, понять её суть, – считает наставник. – Знания должны быть такими, чтобы человек всё мог рассказать без запинки, хоть разбуди его посреди ночи.

Михаил Жуков отмечает, что от составителя поездов на станции зависит практически всё:
– Как ты это делаешь: быстро или нет? Насколько ты делаешь это безопасно для себя и окружающих? Оперативно ли ты выполняешь работу? А для этого ты должен быть принципиальным и действовать по правилу: “Делай как я, делай как мы, делай лучше нас”. Необходимо находить время для самообразования, самосовершенствования. “Меньше слов – и больше дела”.

От того, сколько сделаешь, зависит размер заработной платы. Чем больше прогонишь грузовых вагонов через сортировочную горку, тем больше заработаешь. А это хороший стимул для безупречной работы. Руководство Забайкальской железной дороги и Читинского региона стараются отметить тех, кто своим примером заражает других, поддерживая дух соперничества.

– Наша зарплата складывается из двух частей: оклада, почасовой ставки, и премии, которая зависит от времени простоя вагона, – пояснил Михаил Жуков. – По нормативам вагон может находиться на сортировочной горке 9,1 часа. Если отправим его раньше, это хорошо. Задержим вагон – плохо.

Для детей и внуков Михаил Михайлович не только родной человек, но и мудрый учитель. Он учит их, опираясь на свой жизненный опыт. Маленький внук, Дима, даже называет его “Михалыч”. Они везде стараются быть вместе – и на рыбалке, и в лесу, и на строительстве дома.

В свободное время Михаил Михайлович любит заниматься огородом. Во дворе у него разбито несколько теплиц, в которых он выращивает огурцы, томаты и перцы, а в саду заботливо ухаживает за цветами. За 30 лет, проведённых на станции Карымская, полностью перестроил дом, объединив все постройки под одной крышей.

– Всё должно быть на своих местах, – сказал Михаил Жуков. – И на рабочем месте, и дома.

Ещё пять лет назад станция Карымская была своеобразным “тромбом” на Транссибе. Зачастую здесь поезда простаивали дольше, чем это было нужно. Но коллективу станции удалось переломить ситуацию. И во многом это заслуга не только Михаила Михайловича и его коллег-наставников, но и учеников, которые теперь уже и сами делятся опытом с молодыми работниками станции.

– Главное, чтобы дорога работала как точные часы, – заметил Михаил Жуков. – И наш коллектив, неоднократный победитель в отраслевом соревновании за последние годы, доказывает это постоянно. Движенцы координируют усилия всех организаций железнодорожного узла Карымская, участвующих в перевозочном процессе. Другими словами, все мы работаем на единый конечный результат.

Автор: Анатолий Якимов