Поэтом можешь ты не быть… Северная магистраль

Поэтом можешь ты не быть…

Евгений Евтушенко, машинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Няндома

Евгений Евтушенко награждён знаком «Лучший машинист локомотива» второй степени

Машинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Няндома Евгений Евтушенко никогда не ощущал такой внутренней потребности – писать стихи. А вот водить локомотивы мечтал с самого раннего детства.

И это не мудрено: он родился в семье железнодорожников, в Няндоме, где узел, локомотивное депо и по сей день играют градообразующую роль, а в те годы давали жизнь и работу практически всем жителям небольшого городка в Архангельской глубинке.

Отец – машинист первого класса, мама работала в узловой больнице медицинской сестрой. Жили более чем скромно. На годы детства родным стал «переселенческий» дом, сейчас бы это жильё назвали маневренным фондом –временное пристанище для погорельцев, вообще тех, кто остался без крыши над головой. Как известно, нет ничего более постоянного, чем временное, и многие, как и семья Евтушенко жили там годами. Коммунальные условия в таких бараках были самыми аскетичными. Но разве стоило на это обращать внимание? Большинство обитателей дома – железнодорожники, стальная магистраль – вот она, совсем рядом. Стук колёс, протяжные гудки в ночи. Романтика дальних странствий, бесконечности горизонтов с самого раннего детства запала в душу мальчишки.

– Лично для меня никогда сомнений не было кем стать, когда вырасту – только машинистом, –вспоминает Евгений. – Друзья-приятели хотели быть кто моряком, кто лётчиком. У кого-то сбылось. Но когда приходило время, бывало, все мальчишки из класса дружно поступали в железнодорожное училище. И мало знаю тех, кто потом пожалел о выборе профессии.

То, что было перед глазами каждый день – отцовский труд, пусть тяжёлый, порой без выходных и праздников, с практически военной дисциплиной, когда как по тревоге, поднимали среди ночи и срочно в рейс, вовсе не пугало, не останавливало. Наоборот, настоящая мужская работа.

Так что к тому, с чем пришлось столкнутся молодому помощнику машиниста, Евтушенко был полностью готов. Первые поездки в грузовом движении, когда подводку частенько делали через 12 часов, было обычным делом. Про то время он вспоминает, что жил в ритме: работа – сон, работа – сон. Ни на что другое времени не оставалось. Уже потом, когда перешёл на пассажирское, стало полегче, все-таки чёткий график движения. 

Впрочем, легко никогда не было. Особенно помнятся «лихие девяностые», когда казалось, что вот-вот всё рухнет, но стальные магистрали и люди, на них работающие выдержали испытание на прочность. 

– Нужно быть честным, – уверен Евгений. – Перед людьми, а, главное, перед собой. Совесть не позволит не выполнить рабочий долг на все сто процентов. Если следовать этому, то никакие внешние неурядицы не страшны.

А ещё осознание высочайшей меры ответственности.

– Моё становление как машиниста состоялось только тогда, –говорит Евтушенко, – когда я в полной мере осознал, насколько от моего профессионализма, выдержки, быстроты реакции зависит жизнь людей.

А спасать жизни ему приходилось не раз и не два – десятки предотвращённых трагедий на его счету. И самоубийцы, бросающиеся на рельсы буквально перед самым локомотивом, и самоуверенные разгильдяи, наплевавшие на правила безопасности, и нетрезвые граждане, забредшие на пути – многие не покинули этот мир только благодаря мастерству машиниста Евтушенко.

И кто-то там, высоко, наверное, видел всё это и пошло оно в «зачёт», когда была спасена жизнь самого Евгения. Страстный охотник и рыболов, отправился несколько лет назад в лес вместе с лохматым спутником. Заночевал на заимке, в вагончике. Растопил печку, уснул. А ночью выкатился из неё уголёк... Разбудил пёс. Евгений сумел выбраться из пылающего вагончика, правда, получив сильнейшие ожоги, а вот его спаситель так и остался там, в огне. 

Евгений Евтушенко никогда, даже в самые непростые времена, не задумывался о смене профессии. Ему интересно в каждой поездке, каждый рейс по вроде бы известному до мельчайших деталей маршруту, несёт что-то новое. А ещё привлекает Евгения работа на железной дороге тем, что это  огромный, но единый, слаженный механизм. И его бесперебойность, безопасность обеспечивают все железнодорожники. Вспоминает, например, как уже вывел состав на перегон Пукса – Плесецкая, как поступил сигнал от дежурной по станции: путевой обходчик обнаружил излом рельса. Вовремя успели остановиться, избежав непредсказуемых последствий.

В кабине локомотива Евгений чувствует себя как дома, это его мир, который он ни на что не променяет. Были предложения о повышении – стать машинистом-инструктором, но Евтушенко не согласился. Не влечёт его в начальники. Вот быть наставником – другое дело. Сколько он обкатал будущих машинистов за эти годы – не сосчитать.

– Он в первую очередь машинист от бога, – говорит главный инженер эксплуатационного локомотивного депо Няндома Сергей Шимкович. – Но еще – очень компанейский, открытый человек. Душа коллектива, центр его притяжения.

В 2016 году Евгений Евтушенко получил сразу две награды – он и помощник Александр Вороной стали лучшей тепловозной бригадой на сети по итогам 2015 года, а на днях ему торжественно вручили знак «Лучший машинист локомотива» второй степени.

– Третья у меня уже была, теперь очередь за первой, – улыбается Евгений. - Есть к чему стремиться.

Автор: Владимир Савичев